Компания «Единый оператор» (совместное предприятие ГК «Автодор» и концерна «Телематика») и Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) в ходе исследования убедились в положительном влиянии интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на безопасность дорожного движения. Использование таких технологий на платных трассах уже помогает предотвратить тысячи аварий. Эксперты предложили масштабировать применение современных ИТС с технологиями искусственного интеллекта на дороги общего пользования.
Концерн «Телематика» и МАДИ проанализировали уровень безопасности дорожного движения на участках дорог Госкомпании «Автодор», где применяется разработка концерна – автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) нового поколения. Эксперты заключили, что технология позволяет в три раза снизить количество ДТП и предотвратить часть аварий с пострадавшими благодаря возможностям интеллектуального распознавания инцидентов в АСУДД и автоматического изменения скоростного режима для водителей в зависимости от дорожных условий.
В частности, система АСУДД за два года заблаговременно предупредила водителей только на участке ЦКАД от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» о 182 тыс. событий, которые могли спровоцировать аварии. В 9 тыс. случаев на место выезжали аварийные комиссары, получающие информацию об инцидентах от «умной» дороги. Основными факторами ДТП чаще всего становятся резкие изменения погодных условий и некорректно выбранный скоростной режим. Интеллектуальная система в автоматическом режиме оперативно предупреждает водителей о любых изменениях и внештатных ситуациях с помощью информационных табло и знаков переменной информации. Благодаря этому они имеют возможность заранее перестроиться, сбросить скорость или изменить маршрут.
«В ходе исследования мы проанализировали ситуацию с безопасностью движения на ЦКАД, где АСУДД уже успешно применяется. Мы изучили статистику по основным событиям, которые фиксировала автоматика на этом участке за два года, запросили все необходимые данные у «Единого оператора». В результате в очередной раз подтвердили соответствие современных ИТС-решений, используемых в России, международному уровню. «Умные» системы по управлению скоростным движением, информированию водителей, метеомониторингу и выявлению инцидентов способствуют снижению аварийности», – прокомментировал Султан Жанказиев, профессор и заведующий кафедрой «Организация и безопасность дорожного движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ.
«Благодаря системе автоматического выявления инцидентов автомобили аварийных комиссаров на ЦКАД практически в режиме реального времени получают информацию о событиях. Оперативное оповещение аваркомов, которые выезжают и обеспечивают своевременное перекрытие полосы в месте инцидента, по нашим подсчетам за четыре года на ЦКАД позволило избежать вторичные аварии и тем самым сохранить жизнь и здоровье порядка десяти тысяч людей», – отметил Марсель Нигметзянов, генеральный директор компании «Единый оператор».
Анализируя международную практику, эксперты пришли к выводу, что использование интеллектуальных систем на российских платных дорогах отвечает общемировым трендам. Так, система АСУДД, установленная на ЦКАД, полностью соответствует лучшим мировым практикам автоматизации организации движения. Применение ИТС с ИИ-технологиями в разных странах имеет схожую эффективность: влияет на снижение количества ДТП, позволяет повышать пропускную способность дорог, а также бороться с пробками.
Изучив благоприятное влияние ИТС на безопасность дорожного движения, ученые рекомендовали масштабировать опыт использования технологий, применимых на ЦКАД, и на дороги общего пользования. Комплексное внедрение систем динамического управления скоростным режимом, информирования участников дорожного движения, метеомониторинга и выявления инцидентов на магистралях помогут минимизировать риск аварий.