Российская программа тестирования беспилотных грузоперевозок демонстрирует стремительный рост: за неполных два года парк автономных фур на трассе М-11 «Нева» увеличился с 3 до 67 единиц. За это время машины без водителей преодолели расстояние, равное 145 кругосветным путешествиям, перевезя объем грузов, сопоставимый с 250 олимпийскими бассейнами.
От эксперимента к индустрии
Как отметил заместитель министра транспорта Андрей Никитин, начавшийся в 2023 году скромный эксперимент трансформировался в полноценную отрасль с участием крупнейших российских компаний. «Уже в ближайшие месяцы мы планируем запустить автономные перевозки на ЦКАД, где сейчас активно тестируется цифровой двойник трассы», — сообщил чиновник.
Технологический прорыв
2024 год стал переломным моментом: на дорогах появились первые грузовики, полностью исключающие присутствие водителя в кабине. Как пояснила Полина Давыдова из Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», ключевую роль сыграл ввод в эксплуатацию объезда Твери, позволивший организовать непрерывное автономное движение по всей трассе Москва—Санкт-Петербург.
Правовая эволюция
Уникальная нормативная база, разработанная отраслью и внедренная правительством в 2022 году, продолжает совершенствоваться:
В январе Минтранс представил обновленную концепцию безопасности беспилотников
Весной ожидается внесение в Госдуму профильного законопроекта
Уже сейчас в эксперименте участвуют лидеры рынка от X5 Group до «Газпромнефти»
Будущее уже рядом
Транспортные компании отмечают снижение логистических издержек на экспериментальных маршрутах до 15%. С расширением географии испытаний на ЦКАД и М-12 «Восток» Россия постепенно выстраивает инфраструктуру для массового внедрения революционной технологии, которая в перспективе может изменить всю транспортную отрасль страны.