Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) официально открыта для беспилотных грузовых перевозок. Торжественная церемония запуска проекта состоялась с участием представителей Министерства транспорта РФ, ГК «Автодор», ведущих логистических компаний и разработчиков автономных технологий.
Первый заместитель Министра транспорта РФ Валентин Иванов отметил, что внедрение беспилотников на ЦКАД — закономерный этап развития цифровой логистики в России. «После успешного опыта на трассе М-11, где автономные грузовики сократили время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом, мы расширяем проект на ключевые магистрали. Уже в следующем году беспилотное движение появится на М-12 "Восток", что ускорит грузопоток в центральном регионе страны», — подчеркнул он.
По данным Минтранса, к концу 2025 года парк беспилотных грузовиков в России преодолеет более 10 млн км и перевезёт свыше 1,5 млн м³ грузов. Технология не только повышает скорость доставки (средняя скорость беспилотников на 11% выше, чем у обычных фур), но и снижает эксплуатационные расходы на 10–14% за счёт оптимизации расхода топлива и износа деталей.
ЦКАД стала идеальной площадкой для тестирования автономного транспорта благодаря развитой цифровой инфраструктуре. Как пояснил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, на трассе работают 250 камер с AI-аналитикой, 300 детекторов транспорта и 250 электронных табло. Отсутствие шлагбаумов (система «Свободный поток») исключает необходимость ручного управления при проезде через пункты оплаты.
К 2030 году сеть дорог для беспилотных перевозок в России расширится до 19,5 тыс. км. Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова добавила: «ЦКАД свяжет склады крупнейших ритейлеров с магистралями М-11 и М-12, сократив сроки доставки на 20–30%. Наша цель — минимизировать человеческое вмешательство, сделав процесс полностью автоматизированным».
В проекте участвуют «КамАЗ», Navio, X5 Logistics, Wildberries и другие компании. Уже к 2026 году беспилотные колонны начнут курсировать по трассе М-12, открывая новую главу в истории российской логистики.