С 2025 года вступила в силу обновленная редакция свода правил СП 447.1325800.2024 «Железные дороги в районах вечной мерзлоты. Основные положения проектирования», утвержденная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Документ определяет требования к проектированию новых железнодорожных линий, дополнительных путей, а также к реконструкции и капитальному ремонту существующих железных дорог с колеей 1520 мм в зонах многолетнемерзлых грунтов.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко отметил, что актуализация нормативов направлена на реализацию задач Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. В частности, изменения призваны обеспечить круглогодичное транспортное сообщение с удаленными и труднодоступными регионами, включая Арктику, Сибирь и Дальний Восток. При пересмотре свода правил учтен опыт модернизации участков Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, уточнены климатические и геотехнические параметры, а также внедрены современные методы термостабилизации и противодеформационные технологии.
Благодаря обновлению требований проектирование железнодорожной инфраструктуры в районах вечной мерзлоты, в том числе на Восточном полигоне, станет более эффективным. Это особенно важно для обеспечения транспортной доступности предприятий добывающей промышленности.
Директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин подчеркнул, что в документе расширены положения по применению геосинтетических материалов и габионных конструкций, что повысит надежность железнодорожных объектов. Также пересмотрены требования к поперечным профилям путей, что позволит снизить затраты на защиту от снежных заносов.
Использование современных технологий и материалов дает возможность уменьшить объем земляных работ до 1,5 раз по сравнению с традиционными методами. Кроме того, обновленный свод правил предусматривает усиленный мониторинг инфраструктуры, что позволит повысить безопасность эксплуатации и снизить эксплуатационные расходы.