В Инновационном центре Сколково 15 и 16 сентября прошла стратегическая сессия, посвященная теме «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства».
Организаторами мероприятия выступили Правительство Российской Федерации и Минстрой России при поддержке ФАУ «Главгосэкспертиза России». В сессии, в том числе в онлайн-формате, приняли участие около 600 человек, среди них – представители региональных строительных комплексов, а также федеральных и региональных органов власти. Федеральное дорожное агентство представлял заместитель главы Росавтодора, руководитель цифровой трансформации Олег Ступников.
Ключевыми темами первого дня сессии стал текущий статус реализации национальных проектов РФ, управление инвестиционно-строительным циклом, финансирование стратегических инфраструктурных проектов и доведение субсидий в субъекты Российской Федерации, а также создание регионального штаба как эффективного инструмента реализации стратегических строительных проектов. Открыл деловую программу мероприятия заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, который озвучил цели и задачи пятилетнего плана дорожного строительства. В рамках него планируется построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а также 650 мостовых сооружений.
Обсуждая эффективность управления капитальными вложениями, вице-премьер заявил о необходимости формирования долгосрочной программы строительства с привлечением средств федеральных и региональных бюджетов. Для реализации этой задачи, по поручению Президента, будет сформирована комплексная программа «Строительство», составной частью которой является Федеральная адресная инвестиционная программа. Она направлена на консолидацию мероприятий по строительству из отраслевых госпрограмм, сформированных пятилетними планами. Второй день стратегической сессии был посвящен актуальным направлениям развития строительной отрасли, организации строительного процесса, ценообразованию, импортозамещению и цифровой трансформации.
В ходе панельной дискуссии по вопросам ценообразования в строительстве начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов предложил пересмотреть подходы к ценообразованию и сметному нормированию, обозначив разрыв между подготовкой проектно-сметной документации и реализацией проекта в целом, когда заказчик и подрядчик, приступая к работам на объекте, не имеют представления о возможном изменении его сметной стоимости в ходе строительства, не прогнозируют риски удорожания.
В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников отметил, что в настоящее время, при участии ФАУ «Главгосэкспертиза России», активными темпами ведется разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по автомобильным дорогам и искусственным дорожным сооружениям. Благодаря слаженной работе Федерального дорожного агентства с Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России», отраслевые индексы публикуются регулярно, на ежеквартальной основе, по всем 85 субъектам РФ, с учетом ценовых зон, установленных некоторыми субъектами РФ.
В части вопросов ценообразования, связанных с ремонтом и содержанием дорог, заместитель главы Росавтодора отметил, что по поручению Минтранса России в 2023 году запланирована разработка Методических рекомендаций для определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которыми будут уточнены и оптимизированы отраслевые сметные нормативы на ремонт и содержание автодорог, разработанные Минтрансом России специально для дорожной отрасли. Что касается нормирования, то более 100 сметных норм, относящихся к дорожно-строительному комплексу, при формировании новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, подверглись изменениям в разделах «Автомобильные дороги», «Земляные работы» и «Искусственные сооружения», что составляет порядка 30% от общего числа расценок. Так, в связи с заменой ресурсов на их современные аналоги, были исключены устаревшие нормы и добавлены новые.
В целом ФСНБ-2022 была дополнена 215 абсолютно новыми сметными нормами в части дорожно-строительного комплекса. «До конца 2022 года планируется актуализировать еще 38 сметных норм по существующим 12 технологиям и разработать 71 сметную норму по 37 новым технологиям соответственно, а в 2023 году – разработать и утвердить еще 33 новые сметные нормы в дорожном строительстве», – заявил Олег Ступников.
В рамках программы обучающей стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства» заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко принял участие в панельной дискуссии, посвященной импортозамещению в строительстве. В его докладе была отражена информация как по имеющимся, так и по прорабатываемым мерам поддержки отечественных производителей строительных материалов. «Анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран – это вполне реализуемая задача. И она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет посредством создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов», – подчеркнул заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
В начале своего выступления Сергей Музыченко напомнил, что на текущий момент уже действует механизм ускоренного вывода строительных материалов, изделий и конструкций на рынок за счёт упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования, а также установлена возможность внесения изменений в проектную документацию в целях импортозамещения. Кроме того, запущен «Каталог импортозамещения» – цифровой портал для быстрого подбора аналогов импортным строительным ресурсам.
Говоря о направлениях и мерах, прорабатываемых Минстроем России совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами власти, институтами развития, ведущими отраслевыми компаниями и объединениями для снижения импортной зависимости рынка строительных материалов, Сергей Музыченко выделил следующие.
Для обеспечения бесперебойной работы отрасли часть более недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. Но было отмечено, что это целесообразно только в перспективе ближайших 2–3 лет – времени, необходимого для замещения импорта посредством создания новых производств. Другие направления – это локализация производств с учётом возможности использования запатентованных технологий зарубежного изготовителя, а также расширение имеющихся производственных мощностей по строительным ресурсам с незначительной долей импорта и высоким уровнем компетенций у соответствующих организаций. Также было выделено ещё одно направление – проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета путём разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.
Замглавы Минстроя России отдельно отметил, что по каждому важному строительному ресурсу ведомством определен уровень зависимости от импорта и меры из обозначенных направлений, которые планируется предпринять для минимизации этого показателя, чтобы максимально снизить риски для отрасли. В завершение своего доклада Сергей Музыченко призвал коллег из регионов активнее включаться в реализацию обозначенных инициатив и использовать имеющиеся меры поддержки импортозамещения.