
В рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» прошла конференция, посвященная роли проектно-изыскательских работ в достижении стратегических показателей дорожной отрасли. Мероприятие объединило представителей ключевых организаций, включая заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Кайрата Турсунбекова, президента Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николая Быстрова, начальника ФКУ «Центрдорразвития» Олега Ширлина, проректора РУТ (МИИТ) Татьяну Марканич, а также руководителей проектных институтов и экспертов отрасли.
Участники дискуссии сосредоточились на методах повышения качества проектной документации, способах оптимизации решений и унификации подходов к оценке эффективности проектов на всех этапах их жизненного цикла. Особое внимание было уделено вопросам подготовки квалифицированных специалистов для дорожной отрасли.
Кайрат Турсунбеков в своем выступлении привел данные анализа проектно-изыскательской деятельности за 2021–2025 годы. По его словам, из 60 объектов строительства и реконструкции 44 уже получили положительное заключение Главгосэкспертизы, а остальные находятся в стадии разработки. Замруководителя Росавтодора подчеркнул необходимость улучшения качества предпроектных материалов, включая точность технико-экономических показателей и контроль за инженерными изысканиями.
«Эти вопросы регулярно поднимаются на отраслевых площадках, в том числе на Совете главных инженеров, который прошел в сентябре в Смоленске. Главные инженеры играют ключевую роль в решении задач, связанных с техническим регулированием и нормированием. Для повышения их компетенций было организовано обучение современным подходам в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза “Безопасность автомобильных дорог”», — отметил Турсунбеков.
Олег Ширлин акцентировал внимание на важности тщательного анализа проектных решений и усиления входного контроля со стороны государственного заказчика.

Еще одной темой обсуждения стало применение полимерно-битумных вяжущих материалов. Николай Быстров отметил, что их использование не только увеличивает срок службы дорог и снижает экологическую нагрузку, но и способствует повышению безопасности дорожного движения.
Не менее важным аспектом конференции стала тема сотрудничества с образовательными учреждениями. Татьяна Марканич рассказала, что обучение студентов в РУТ (МИИТ) строится в тесном взаимодействии с будущими работодателями. Учебные программы сочетают теоретическую подготовку с практикой, что позволяет выпускникам быстро адаптироваться к реальным задачам на дорожных объектах.
«Транспортное образование всегда было связано с научно-техническим прогрессом. Для решения амбициозных задач нам нужны высококвалифицированные кадры. Руководители образовательных программ Академии дорожного хозяйства — это опытные специалисты, которые внесли значительный вклад в формирование научной и нормативной базы отрасли», — резюмировала Марканич.
Конференция подтвердила необходимость комплексного подхода к совершенствованию проектной деятельности и подготовки кадров, что является залогом успешной реализации инфраструктурных проектов в дорожной отрасли.