
На выставке «Дорога 2025» представлена концепция перехода к долгосрочным контрактам жизненного цикла в дорожной отрасли. Новая модель контрактов будет охватывать проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог сроком до 30 лет, что позволит повысить качество дорожной инфраструктуры и оптимизировать бюджетные расходы.
Заместитель руководителя Росавтодора Кайрат Турсунбеков заявил: «Формирование предложений по внедрению долгосрочных контрактов – важнейшая задача, от которой зависит системное развитие отрасли и привлечение инвестиций. В настоящее время мы собираем предложения от подведомственных учреждений для формирования единой концепции».
Преимущества нового подхода уже подтверждены практикой:
На трассе М-12 «Восток» контракт жизненного цикла позволил выполнить переустройство коммуникаций на 800 км всего за один год
При реконструкции автодороги Р-404 в Тюменской области комплексный контракт сократил сроки работ и снизил стоимость проекта
На федеральной трассе А-289 применение такого подхода дало возможность оперативно изменять проектные решения
Константин Могильный, генеральный директор «Автодор-Инжиниринг», отметил: «Контракты жизненного цикла особенно эффективны для скоростных автомагистралей, где важна координация всех этапов – от проектирования до эксплуатации».
Минтранс России готовит изменения в законодательство для внедрения новой модели контрактов. Как отметил заместитель директора департамента Минтранса Антон Козлов, переход к долгосрочным контрактам потребует совершенствования нормативной базы и разработки стандартизированных подходов.
Ожидается, что массовое внедрение контрактов жизненного цикла начнется в 2026-2027 годах после завершения законодательных процедур и формирования единой отраслевой концепции.