![]()
На выставке «Дорога 2025» представлена концепция Среды общих данных (СОД) — единого цифрового пространства, которое объединит всех участников дорожных проектов от проектирования до эксплуатации. Внедрение системы позволит повысить производительность отрасли на 20% за счет сквозной цифровизации процессов.
Заместитель директора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков обозначил ключевые преимущества будущей системы: «СОД позволит превентивно отслеживать разрушение дорожного полотна, сделает прозрачными все процессы — от формирования сметной стоимости до сдачи работ».
ФАУ «РОСДОРНИИ» уже разработал отраслевой классификатор в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза. Как отметил Александр Анненков, заместитель начальника управления развития ТИМ института, «это формализованная база знаний дорожной отрасли, которая станет основой для применения технологий искусственного интеллекта и работы интеллектуальных транспортных систем».
Пилотный проект на трассе М-7 «Волга», реализованный ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», подтвердил эффективность подхода. Система сократила сроки согласований и упростила обмен информацией между заказчиком и подрядчиком.
СОД будет интегрирована в ФГИС СКДФ и станет ядром информационного взаимодействия в отрасли. В ее основу лягут единая система классификаторов и онтологическая модель, разрабатываемая совместно с Институтом системного программирования РАН.
По словам Антона Журавлева, заместителя генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ», система обеспечит сквозное взаимодействие всех участников проекта и решит проблему интеграции с другими государственными информационными системами.
Внедрение Среды общих данных создаст основу для формирования государственной политики в дорожном хозяйстве на основе выверенных данных и согласованных регламентов, что соответствует стратегическим целям цифровой трансформации отрасли.