
На выставке «Дорога-2025» впервые уложили асфальт без единого человека в кабине. Пока ИИ управлял катками, ветеран СВО из другого города сел за штурвал бульдозера через очки виртуальной реальности.
23 октября на выставке «Дорога-2025» состоялось поистине революционное событие: впервые в России публично продемонстрировали полный цикл укладки асфальтобетонного покрытия с помощью беспилотной техники отечественного производства. Этот технологический прорыв, прошедший под эгидой Росавтодора, открывает новую эру в дорожном строительстве, где ключевую роль играют искусственный интеллект и дистанционное управление.

Как это работает: «умный» асфальт от самосвала до катка
Зрелище напоминало кадры из фантастического фильма. Перед зрителями, среди которых были вице-премьер Марат Хуснуллин и глава Росавтодора Роман Новиков, развернулся полностью автономный процесс: самосвал выгрузил асфальтобетонную смесь в отечественный асфальтоукладчик «Десна 2100», который без участия человека распределил её по дороге. Затем на демонстрационный участок вышел первый 7-тонный каток «Раскат», который провёл предварительное вибрационное уплотнение. Завершил процесс второй, 11-тонный каток, в автоматизированном режиме.
«Мозгом» этой беспилотной колонны выступил комплекс «Прометей», который синхронизировал работу всех машин. А точность их перемещения с отклонением всего до 2 сантиметров обеспечивала система высокоточного позиционирования «Филин». Такая техника может работать практически непрерывно, в том числе и ночью, что значительно ускоряет сроки строительства и повышает качество покрытия.
Технологии, которые меняют жизни
Если первая часть показа была про эффективность, то вторая — про человеческие судьбы. В режиме реального времени был продемонстрирован бульдозер производства «ДСТ-УРАЛ», которым дистанционно, из-за тысячи километров, управлял ветеран СВО Юрий Осолодков. Полученное в боях тяжелое ранение обычно ставит крест на профессии машиниста, но технологии удаленного управления вернули его в строй.
Сидя в кресле на динамической платформе и используя очки виртуальной реальности, Юрий с легкостью управлял техникой, видя перед собой не только видео с камер, но и цифровую модель местности. Этот пример наглядно показал, как цифровизация создает новые, высокотехнологичные рабочие места и дает шанс маломобильным гражданам.

Стратегический прорыв и «технологический суверенитет»
Высокопоставленные гости не скрывали своего впечатления. Вице-премьер Марат Хуснуллин назвал демонстрацию «наглядным доказательством того, что это отличные помощники отрасли», отметив, что дорожная отрасль является локомотивом не только перемен, но и экономики.
Министр транспорта Андрей Никитин, участвовавший по видео-связи, подчеркнул стратегическое значение события: «Главный экономический эффект беспилотной укладки – это масштабируемость. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно... Мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России».
Глава Росавтодора Роман Новиков эмоционально процитировал известную детскую песню: «До чего дошел прогресс, до невиданных чудес… Вкалывают роботы, счастлив человек». Это точнее всего описывало происходящее.
Продемонстрированная экосистема — это прототип национальной платформы, которая в будущем ляжет в основу «умных» строек по всей стране, кардинально меняя стандарты скорости, качества и эффективности в дорожном строительстве. Отрасль сделала решительный шаг из настоящего в будущее.