Главная/Безопасные качественные дороги/БКД/Обеспечение экологической безопасности на землях транспорта

Обеспечение экологической безопасности на землях транспорта

Гейт Н.А., к.ф.н., доцент, директор программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

324345534545

Согласно земельному законодательству Российской Федерации к землям транспорта относятся земельные участки, на которых располагаются различные виды транспорта и их объекты.

Земли железнодорожного транспорта используются для размещения железнодорожных путей, установления полос отвода и охранных участков, а также для размещения зданий инфраструктуры и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. К землям автомобильного транспорта, относятся земельные участки, предназначенные для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна, размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов ГИБДД.

Земли морского и внутреннего водного транспорта предоставляются для выделения прибрежной полосы и её эксплуатации, размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского, речного и иного водного транспорта, а также для размещения водных путей, созданных искусственным путём. Под землями воздушного транспорта понимаются выделенные земельных участков для эксплуатации объектов воздушного транспорта, его обслуживания, размещения строений и сооружений, которые для этого необходимы. К особому виду транспорта относится и трубопроводный транспорт, земли которого используются для размещения сооружений или зданий, а также любых других объектов, необходимых для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода и прочих видов трубопроводных объектов, а так же их охранные зоны, зависящие от объёма и состава транспортируемого сырья по ним.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относит технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);

ж) аэродромы и аэропорты;

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности;

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Свободные земельные участки на полосах отвода автомобильных и железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Кроме земельного законодательства при использовании земель транспорта применяется и специальное. Так, например, использование поверхностных водных объектов, их береговой полосы, а также земель и земельных участков в целях судоходства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательствами Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации и гласит, что
государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, экологической безопасности.Так, например, ухудшению состояния почв способствуют некоторые токсичные, стойкие вещества, продукты сгорания авиационного топлива, снижая ее биологическую активность почвы, способствуют её минерализации и падению свойств гумуса. При взлёте и посадке авиалайнеров наблюдается повышенное потребление кислорода авиадвигателями . Воздушный транспорт так же является одним из основных факторов парникового эффекта и исчезновения озонового слоя через перенос на большие расстояния и загрязнение воздушных масс на высоте нескольких тысяч метров, которое остаётся в стратосфере в течение длительного времени и не может не иметь серьёзное влияние для окружающей среды.

Общий вред окружающей среде объекты транспорта оказывают через : загрязнение отдельных природных объектов: почвы, воздуха и воды, шумовое загрязнение шум, уменьшение площади территории естественной среды обитания для разных видов флоры и фауны и путей миграции живых организмов, различные дорожно-транспортные происшествия, влекущие аварийные выбросы вредных загрязняющих веществ и т.д..

Загрязняющие вещества, выделяемые любым видом транспорта такие как оксиды азота, диоксид серы, диоксид углерода, органические летучие соединения, влияют негативно на почву, воздух, подземные и поверхностные воды и даже недра через процессы диффузии и круговорота веществ и воды в природе .

Сильнейшее поражение почвы вызывают продукты сгорания топлива тепловозов, остатки опасных веществ, перевозимых по железной дороге. Все они вызывают отравление почвы через насыщение земли около железнодорожных путей тяжелыми металлами.

Также по пути следования пассажирских составов ежечасно выливаются сотни кубометров сточных вод с патогенными микроорганизмами и выбрасываются тонны мусора.

Небезопасны для окружающей среды и насыпи железных и шоссейных дорог, которые, изменяя ландшафт местности, со временем задерживают воздушные массы, меняя температурный режим, и даже способствуя заболачиванию или опустыниванию местности.

В результате разливов нефти и аварий мощных танкеры (тоннаж от сотен до нескольких тысяч тонн) в акваторию попадает большое количество сырой нефти, масел и других вредных веществ, нанося огромный ущерб экосистемам, формируя участки так называемой «мертвой воды». Разливы нефти способствуют уничтожению и полному исчезновению целых популяций морских животных и растений

Речной транспорт так же наносит большой ущерб природный объектам и комплексам из-за утечки вредных химикатов, коммунальных стоков. В подземные воды, юридически относящихся к недрам, попадают вредные и опасные вещества.

Особенную опасность представляет в нарушении благоприятного состояния окружающей среды и в нанесении через это состояния вреда здоровью населения представляет автомобильный транспорт. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей сопровождается значительным отчуждением земель, переводом их из одной категории в другую. В нашей стране площадь выводимых из оборота земель сельскохозяйственного назначения под дороги земель для целей дорожного строительства может десятками миллионов гектаров в год. Вокруг автомагистралей из-за токсичности почвы, впитывающей частицы свинца и серы, не приживается, как правило, ни один вид деревьев .

Согласно требованиям законодательства на землях транспорта обязательны мероприятия по предотвращению ситуаций природного и техногенного характера. Так, особого внимания требуют защита земель транспорта и его инфраструктуры от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

В механизме обеспечения экологической безопасности на землях транспорта следует следовать алгоритму, который предусматривает мониторинг угроз с последующей оценкой рисков экологической безопасности. Риск-ориентированный подход используется именно там, где ввиду невозможности их полного устранения принимаются стратегии управления рисками. В числе важнейших направлений текущей деятельности государственных и муниципальных органов в сфере обеспечения экологической безопасности и его сотрудников следует обозначить предупреждение нарушений обязательных требований . Основной задачей указанной системы можно рассматривать создание инфраструктуры профилактики рисков экологической безопасности на землях транспорта как некой организационно-технической конструкции, котрой необходимо разработать техническое задание и выполнить его[1].

Также в ближайшее время следует разработать комплекс мер, обеспечивающих избегание губительных воздействий транспорта на окружающую среду, ввести ответственность за негативные последствия, возникшие по вине проектировщиков, строителей, согласующих экспертных структур, при условии доказанности их вины за принятые заведомо неправильные решения в сфере строительства транспортных объектов и магистралей, предусмотреть развитие сети экологического мониторинга для оценки ситуации и своевременного реагирования на негативные изменения состояния компонентов окружающей среды на землях транспорта.

Для безопасности (устойчивости, надежности) указанной системы сегодня следует грамотно и моментально реагировать на все изменения природных и природно-антропогенных комплексов ( например, дорог и туннель в горах) с учетом развивающихся новых сфер промышленной деятельности и технологий. В статус глобальных технологий переходят гуманитарные, энергетические, управленческие, образовательные. А для достижения конкурентоспособности и экономической безопасности их степень должна соответствовать уровню «high-hume, high-ed и high-gov» (высокий).

Важнейшей целью транспортной политики должно быть соблюдение принципов устойчивого развития, модели ESG, при котрой экологические, социальные и экономические аспекты будут равнозначно важны.

Необходимо поощрять повсеместное использование бизнес-моделей и таких инноваций как экологически безопасные транспортные системы , интеллектуальные объекты транспортирования, самоходные транспортные средства, которые повысят обеспечение системы экологической безопасности на транспорте в будущем.

 

[1] Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: монография / ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Инфотропик Медиа, 2022. С. 179.

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена