Главная/Безопасные качественные дороги/БКД/Сергей Тен: Лучшая камера та, что не фиксирует нарушений

Сергей Тен: Лучшая камера та, что не фиксирует нарушений

231234234234

Сергей Юрьевич Тен – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Его работа в парламенте всегда, так или иначе связана с решением проблем дорожной отрасли. Сегодня Сергей Тен – федеральный координатор партийного проекта Единой Росси «Безопасные дороги».

В какой степени общественный контроль влияет на принятие решений исполнительной власти, как меняется отношение людей к отрасли в целом, – об этом наш разговор сегодня, ведь несмотря на все усилия и заметные положительные изменения, социология показывает, что дорожные вопросы по-прежнему в перовой пятерке проблемных тем.

5345654645645646

– Дороги в России становятся лучше?

– Изменения в сторону улучшения дорожной инфра­структуры, конечно, есть, однако, оно неравномерное. У нас большая страна. Если федеральная сеть – это порядка 66 тыс км, сегодня на 70 % соответствует нормативному со­стоянию, то региональная и местная сеть, а это уже 1,6 млн км, только на 53%. Тут существенный недоремонт, который копился десятилетиями. Сейчас основная задача – приве­сти в нормативное состояние опорные дороги и дороги в опорных населенных пунктах, таких по стране – 2160. В приоритете дороги городских агломераций в субъектах.

Конечно, дорога должна быть не только ровной, но главное – безопасной. Поэтому сейчас в любом проекте ре­конструкции, капитального ремонта или просто ремонта, обязательно учитывают мероприятия по повышению без­опасности дорожного движения. При этом техническими средства нельзя решить проблему полностью – барьер­ное ограждение, разделение встречных потоков, где это возможно, светофоры, наружное освещение – это только инструменты снижения смертности и травматизма. Более чем на 90% безопасность дорожного движения – это че­ловеческий фактор, где от поведения водителя, пешехода и даже пассажира зависит многое. Вот этим и занимается наш партийный проект – популяризацией знаний правил дорожного движения с одной стороны, с другой – каче­ством и культурой проведения работ, законодательным регулированием отрасли.

– В ноябре 2024 года ЕР запустила новый проект «ДОМ – ШКОЛА – ДОМ». Его задача сократить число небезопасных участков около школ, садиков и других учреждений образования. Расскажите подробнее?

– Наш проект «ДОМ – ШКОЛА – ДОМ» в рамках федераль­ного партийного проекта «Безопасные дороги» рассчитан на два года (начало проекта осень 2024 года). По его за­вершению, в соответствие с нормативными требованиями, должны быть приведены в порядок не менее 50% про­блемных участков в близи школ и общеобразовательных учреждений.

Проект проходит в несколько этапов. На первом – мы ак­кумулировали информацию с мест. Смотрели светофорное регулирование, пешеходные переходы, барьерное ограж­дение и освещение, возможности парковочных мест и так далее. На втором этапе – определяем перечень наиболее проблемных мест. Третий и последующие этапы – при­ведение в нормативное состояние, совместно с регио­нальными и муниципальными органами власти, ГИБДД, общественными организациями и рабочими группами проекта выделенных участков.

453465456456456

– Как идет обновление партийного проекта: уча­ствуют ли жители наряду с ГИБДД, партией в выборе объектов для ремонта, совершенствования сети дорог?

– Новым пунктом в паспорте партийного проекта «Без­опасные дороги» стали показатели взаимодействия с на­селением. И это не случайно. У людей есть потребность менять жизнь вокруг себя к лучшему, деятельно участво­вать в этих переменах. Главное, на мой взгляд, добиваться результата. Посмотрите, на первом этапе федерального партийного проекта «ДОМ – ШКОЛА – ДОМ» приняло уча­стие 752 тысячи человек, фактически из всех регионов России. Уверен, что каждый третий из них станет нашим помощником на местах, потому что в вопросах повыше­ния безопасности дорожного движения нет сторонних наблюдателей.

– ЕР берет на себя обязательства по надзору за ре­монтом и строительством дорог. Изменилось ли за время реализации партпроекта (нацпроекта по без­опасным дорогам, реализацию которого партия тоже контролировала) качество ремонта и строительства, технологии, подход подрядчиков?

– Вообще, все, что касается дорог регионов – это ко­мандная работа. И когда она идет слажено на всех уровнях исполнительной и законодательной власти, получается хороший результат. Конечно, изменения есть, они заметны и для профессионалов, и для наших жителей – пользова­телей дорог. В рамках партийного проекта мы провели серьезную работу по тиражированию лучших практик реализации БКД, настаивали на том, что необходимо не только переложить асфальт, но подходить к делу комплек­сно, с учетом вопросов безопасности дорожного движе­ния, добивались присутствия строительного контроля на всех этапах работ, неукоснительного соблюдения культуры производства – это не только комфорт, но и безопасность. Очень помогают в нашей работе опросы граждан на тему повышения безопасности дорожного движения, что дает возможность формировать народный рейтинг опасных пешеходных переходов и перекрестков в субъектах с по­следующей работой по повышению их безопасности.

Фактически, все законодательные инициативы, которые появляются и принимаются федеральным парламентом по инициативе нашего партийного проекта – это итог обще­ственного обсуждения.

Сегодня наиболее актуальные – это принятие в рамках партпроекта законов о наведении порядка с эксплуатацией самокатов и других СИМов, о подготовке профессиональ­ных кадров, о сохранности и развитии автодорог и т.д. Продолжаем мониторинг аварийно-опасных участковс устранением очагов аварийности, проведение контроль­ных проверок строительных и ремонтных работ в рамках национального проекта.

45654645676767

– Ранее довольно часты были случаи, когда только что отремонтированную дорогу через месяц вскрыва­ли для устранения коммунальных аварий. И тогда встал вопрос о комплексном подходе – капремонт дороги/капремонт коммунальных сетей. Удается ли придер­живаться этого правила? Как-то может влиять на то, чтобы работа велась именно в такой связке?

– Много езжу по стране, есть разные случаи, и ведом­ственная несогласованность еще встречается. Но, все чаще капитальные ремонты идут в комплексе с переу­стройством коммунальных сетей, сетей связи, трамвайных путей и освещения. Сейчас все регулируется на уровне заказчика, создаются проектные офисы – это эффектив­ный механизм, который отлично зарекомендовал себя в строительной отрасли. Конечно, мы на всех встречах с органами исполнительной и законодательной власти в субъектах, обязательно проводим разбор спорных ситуаций, делимся своими знаниями и опытом. Знаете, как говорят, вода камень точит. Ре­зультат есть, и это главное. Думаю, вы тоже, как пешеход или автолюбитель это замечаете.

– В России наблюдается замет­ный прорыв по федеральным трассам и по дорогам в областных центрах. Учитывает ли партпроект в своей работе дороги в небольших населенных пунктах, во многих из которых вообще никогда не видели асфальта, а если он и был положен, то давно сошел?

– Вы правы, завершился националь­ный проект БКД и программы, кото­рые работали в его рамках. На смену приходят новые цели и задачи и но­вые национальные проекты «Инфра­структура для жизни» и «Эффектив­ная транспортная система». Главное в них – комфорт и безопасная среда для людей. Повторюсь, Россия – боль­шая страна. И дорожная сеть везде – разная. Сложнее в Сибири и на Даль­нем Востоке.

К 2030 году доля федеральных до­рог, соответствующих нормативным требованиям, должна составить не менее 85%. Опорной сети автомо­бильных дорог в нормативе – 85%, дорог регионального или межмуни­ципального значения – не менее 60%. В регионах существенную часть реги­ональных дорожных фондов направ­ляется на поддержку дорог местного значения – районных центров и му­ниципальных образований. В каждом субъекте подходы разные. К примеру, в моей родной Иркутской области ре­ализованы механизмы выделения суб­сидий отдельно на крупные населен­ные пункты с численность более 6 тыс человек и районный центры, а также муниципальным районам, что позво­ляет муниципальным властям плани­ровать свою дорожную деятельность до 5 лет вперед. Основным критерием выделения средств стала численность населения, применяется повышающий коэффициент для северных территорий. Как вы, наверное, знаете, в майском Указе Президента России Владимира Путина установлены новые цели по сни­жению смертности в ДТП. До 2030 года в 1,5 раза, к 2036 году – в 2 раза к уровню 2023 года. Мы в рамках проекта «Безопасные дороги» также актуализируем свои цели и задачи, но главное остается – безопасность дорожного движения и снижение смертности и травматизма на дорогах.

435345345245345

Госдума приняла ряд законов по ужесточению ответственности за нарушение ПДД. Насколько эффек­тивны именно такие меры? Действительно ли большие штрафы дисциплинируют водителей?

– Как показывает практика – эффективны. Более того, согласно нашим опросам, люди за увеличение на доро­гах камер видеофиксации и за ужесточение наказаний нарушителей. Законодательство в части ответственно­сти за нарушение правил дорожного движения в России самое гуманное в мире: тут и маленькие штрафы, и не штрафуемый порог в 20 км/час, ни в одной стране мира нет таких условий. Наша главная задача -снизить коли­чество погибших, а для этого нужны комплексные меры. Другое дело, что все эти меры должны быть в рамках закона, а решение об установление знаков, камер и так далее – обоснованными.

– Сейчас в Госдуме обсуждается предложение о сда­че экзамена на получение водительского удостовере­ния экстерном – без обучения в автошколе, но после 30 часов практических занятий с инструктором. Как вы относитесь к этой инициативе?

– Данную инициативу не поддерживаю. На мой взгляд, большая проблема сегодня – низкое качество подготовки водителей. И отказ от обучения в автошколе, не лучший способ решения данной проблемы. Причин много – не­хватка преподавателей, профессиональных инструкто­ров, а главная из них – постановка цели. Давайте будем честны, большинство идут в автош­колы с целью получить права, а не за знанием правил дорожного дви­жения и получения навыков безава­рийного вождения.

Нужно совершенствовать систему, менять подходы по подготовке води­телей и методы контроля полученных знаний и навыков. Возвращать и раз­вивать юношеские автошколы. Сегод­ня есть современные тренажеры и си­муляторы, технологии виртуальной и дополненной реальности, которые необходимо внедрять и активно ос­ваивать. Более 100 тыс. водителей не хватает сейчас в отраслях экономики. Прежде всего, водителей автобусов и грузовых машин. Поэтому данный во­прос также в зоне внимания партийно­го проекта. От того, кто выезжает на до­роги нашей страны напрямую зависит безопасность дорожного движения.

– Москва является, пожалуй, лидером по видеокон­тролю за дорогами. Как вы относитесь к тому, чтобы максимально распространить видеофиксацию в на­селенных пунктах, на загородных дорогах? Есть ли какие-то конкретные планы на этот счет?

– Сегодня фотофиксация нарушений активно развивает­ся по всей стране и не только в Москве. Стоит отметить, что видео контроль и фотофиксация – это разные вещи. Виде­окамеры – помощники, которые определяют проблемные участки транспортных потоков, содержание автодоро­ги, обеспечивают приоритет движения общественного транспорта и помогают регулировать фазы светофоров в городах. Размещение комплексов фотофиксации – это фиксация нару­шений. Сегодня их установка жестко регламентируется. Прежде всего это наиболее опасные участки автомо­бильных дорог и улично-дорожной сети. С учетом дефицита и сокраще­ния сотрудников Госавтоинспекции на дорогах страны и ежегодного увеличения количества транспорта, процесс и дальше будет развиваться. Водитель должен чувствовать неиз­бежность наказания за нарушение правил дорожного движения. Что касается планов, то каждый регион сам определяет необходимое коли­чество и виды средств фотофиксации. Они могут быть стационарные, пере­движные, мобильные. Так или иначе, главное – не допустить нарушений, а не оштрафовать. Лучшая камера – которая не фиксирует нарушений.

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена