В Мурманске прошел практический семинар Федерального дорожного агентств «Совершенствование системы ценообразования в дорожной отрасли и решение актуальных вопросов сметного нормирования», где рассматривались вопросы ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве. Мероприятие объединило представителей органов исполнительной власти, крупнейших отраслевых организаций и предприятий.
В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Антон Козлов, заместитель начальника Управления научнотехнических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения (УНТИ) Росавтодора Георгий Гончаров, а также представители региональной власти, научного сообщества, крупнейших отечественных отраслевых предприятий страны и специалисты подведомственных Росавтодору казенных учреждений (ФКУ).
С приветственным словом к участникам семинара по видео-конференц-связи обратился заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников. Он отметил важность проводимого мероприятия:
«Вопросы ценообразования, безусловно, сегодня являются особенно актуальными, требуют тщательного рассмотрения и скорейшей реализации выработанных решений. Уверен, что в ходе обмена мнениями и дискуссий, участниками семинара будут выработаны конструктивные рекомендации, которые лягут в основу решений регуляторов, в том числе присутствующих на мероприятии – Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства, что позволит нам определить дальнейшую стратегию дорожной отрасли в рамках реформы системы ценообразования».
Итогам работы Федерального дорожного агентства в части ценообразования и сметного нормирования был посвящен доклад начальника отдела методологии ценообразования УНТИ Федерального дорожного агентства Александры Зайцевой. Актуализация сметно-нормативной базы и методических документов, а также подготовка отраслевых индексов изменения сметной стоимости и мониторинг цен строительных ресурсов – актуальные направления деятельности Росавтодора.
«Федеральное дорожное агентство совместно с ФАУ «РОСДОРНИИ» и ФКУ «Центрдорразвития» принимает активное участие в формировании новой Федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, вступающей в действие с начала следующего года. Так, в результате актуализации базы изменениям подверглись свыше 1200 из более чем 3400 существующих сметных норм. Кроме того, база пополнилась еще 46 новыми нормами», – рассказала Александра Зайцева. Также ресурсная часть актуализированных норм сборников ГЭСН ФСНБ-2022, применяемых при определении сметной стоимости дорожно-строительных работ, дополнена нормативами расхода электроэнергии и бензина. При непосредственном участии Росавтодора внесены изменения и в методические документы в области ценообразования: методику по разработке и применению нормативов сметной прибыли, а также методику по разработке и применению нормативов накладных расходов.
От РОСДОРНИИ доклады подготовили руководитель департамента ценообразования Анна Платунова, заместитель руководителя департамента ценообразования Надежда Сакута, начальник отдела обоснования финансовых затрат Ирина Ковтун и заместитель начальника управления строительного мониторинга качества дорожных работ Алексей Торощин.
Анна Платунова рассказала участникам семинара о работе по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве, которую проводят специалисты РОСДОРНИИ. «Мы разрабатываем и актуализируем методики и сметные нормы, учитывающие применение в дорожной деятельности новых технологий и материалов на основе требований межгосударственных и национальных стандартов. Не менее важная задача – актуализация отраслевой сметной нормативной базы, применяемой при ремонте и содержании автомобильных дорог», – отметила она. Институт занимается планированием и разработкой сметных нормативов в соответствии с Планом разработки (актуализации) сметных нормативов Минстроя России с учетом предложений от отраслевых организаций. В утвержденном Минстроем России планом на 2022 год по инициативе Минтранса России предусмотрена разработка 71 сметной нормы по 47 технологиям дорожного строительства и актуализация 38 сметных норм по 12 технологиям.
Разработанные проекты сметных норм проходят внутриведомственное согласование с участием профессионального дорожного сообщества в рамках рабочей группы по ценообразованию, созданной на площадке ФАУ «РОСДОРНИИ». Также специалисты РОСДОРНИИ на регулярной основе проводят конъюнктурный анализ стоимости специализированных строительных ресурсов для расчета индексов изменения сметной стоимости, осуществляют мониторинг текущих цен отдельных индикативных ресурсов, а также мониторинг ресурсного обеспечения. Кроме того, РОСДОРНИИ совместно с Федеральным дорожным агентством и ФКУ «Центрдорразвития» принимает активное участие в формировании новой Федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, вступающей в действие с начала следующего года.
Надежда Сакута в своем выступлении рассказала об этапах разработки сметных норм для включения в Федеральную сметно-нормативную базу. Проекты новых норм после рецензирования рабочей группы проходят экспертизу в Минтрансе России и Главгосэкспертизе России. Затем документ рассматривает Научно-экспертный совет Минстроя России и после утверждения он подлежит включению в состав ФСНБ.
«Разработка сметной нормы невозможна без проведения нормативных наблюдений организованного технологического процесса на объектах строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений» – сказала Надежда Борисовна. Ирина Ковтун затронула вопросы увеличения цены действующих контрактов по ремонту и содержанию автомобильных дорог и актуализации нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Эксперт напомнила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1148 предметом проверки является правильность расчета коэффициента корректировки цены контракта по ремонту или содержанию. Такая проверка проводится Главгосэкспертиза России в форме консультационной услуги, для чего заключается трехсторонний договор между заказчиком, подрядчиком и экспертизой, длительность проверки составляет не более 14 рабочих дней.
Алексей Торощин рассказал об особенностях формирования стоимости и технического задания на строительный контроль. В его докладе также речь шла о проблематике стоимости строительного контроля.
За несколько дней проведения практического семинара участники обсудили актуальные вопросы прохождения государственной экспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости по объектам капитального ремонта автомобильных дорог, разработку информационной системы ценообразования в дорожном строительстве, порядок изменения цены контракта и корректировки сметы в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, а также совершенствование отраслевой сметно-нормативной базы.
Источник: Пресс-служба Федерального дорожного агентства