На площадке XVII Международного форума и выставки "Транспорт России" состоялась отраслевая конференция «Федеральное дорожное агентство: основные тренды научно-технической деятельности». Обсуждаемые темы включали формирование современного образовательного пространства, перспективные направления научно-технического развития в дорожном хозяйстве, а также усовершенствование цифровых инструментов для внедрения и мониторинга инноваций.
Участниками дискуссии стали заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации Валентин Летуновский, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, его заместитель Олег Ступников, председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, ректор РУТ (МИИТ) Алексей Климов и проректор Татьяна Марканич, ректор СибАДИ Александр Жигадло, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, а также представители крупных отраслевых компаний и исследовательских центров.
Модератором дискуссии выступил председатель ТК № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров. Он подчеркнул, что подобные мероприятия предоставляют возможность обсудить не только текущие достижения отрасли, но и выработать стратегические направления на будущее.
В своем приветственном слове Валентин Летуновский выразил важность развития фундаментальных исследований в дорожном хозяйстве. Он подчеркнул необходимость отделения управления текущим функционалом от управления развитием, включающим переход на новую модель управления, обновленную кадровую политику, широкое внедрение инноваций и акцент на цифровых решениях. Спикер также призвал создать список перспективных специальностей в дорожном хозяйстве на следующее десятилетие.
Роман Новиков подчеркнул положительные изменения в дорожном хозяйстве, отметив, что работы ведутся на всех уровнях – федеральных, региональных и местных дорогах. Он подчеркнул важность стимулирования отрасли новыми технологиями и научными решениями, а также развития кадрового потенциала.
Он также напомнил о корректировке пятилетнего плана дорожной деятельности в связи с его продлением до 2028 года, включающего более 250 мероприятий для обеспечения качественных и удобных дорог во всех регионах. Спикер подчеркнул, что удовлетворенность граждан качеством дорог стала сложной задачей, требующей комплексного подхода к управлению, учитывая различные аспекты, такие как доступность услуг, безопасность, эстетика и охрана окружающей среды.
Сергей Гошовец в своем докладе отметил, что развитие отраслевых стандартов, спецификаций и других нормативно-технических документов, их гармонизация, способствуют повышению качества работ, внедрению новых научных и технических достижений, а также расширению применения ресурсосберегающих технологий и новых материалов с повышенной долговечностью.
Отметив, что дорожное хозяйство обладает одним из самых современных фондов технических документов, соответствующих мировым практикам, Сергей Гошовец подчеркнул роль активного привлечения к исследованиям Российской академии наук, научных организаций, вузов, а также проведение широкого обсуждения на отраслевых мероприятиях.
Говоря о стратегии инновационной деятельности, спикер подчеркнул системную работу по подготовке новых и актуализированных нормативно-технических документов. Он также отметил участие отраслевого бизнес-сообщества в научно-технической деятельности как важный тренд.
Также спикер поделился результатами мониторинга участков федеральных дорог, где внедрялись инновационные технологии. Более 2,1 тыс. раз на более чем тысяче объектов дорожного хозяйства были применены новые технологии и материалы в период с 2016 по 2023 год, их общая протяженность составила более 8 тыс. км.
Татьяна Марканич, рассказывая о формировании образовательного пространства для подготовки кадров в дорожном хозяйстве, подчеркнула роль кадрового потенциала как фундамента развития отрасли. Она выделила три ключевых стратегических документа, включая Транспортную стратегию РФ и Концепцию развития дорожного образования.
Особое внимание было уделено работе Учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, который занимается разработкой рекомендованных образовательных программ и учебно-методических комплексов, а также популяризацией дорожных профессий.
В докладе также были представлены результаты исследования по разработке реестра наиболее востребованных в отрасли компетенций. 42 компетенции, такие как управление ИТС, использование BIM-технологий, управление ресурсами и экологическая безопасность, предложены для обновления образовательных программ в вузах и колледжах.
Выступление Александра Бедусенко, посвященное внедрению и мониторингу инноваций в дорожном хозяйстве, вызвало серьезное обсуждение. Основной задачей в этом направлении является разработка цифрового реестра инновационных решений, материалов и технологий для повторного использования. Этот реестр, созданный ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», направлен на повышение компетенций представителей региональных заказчиков и подрядных организаций.
Опыт использования реестра выявил несколько ключевых направлений для дальнейшей модернизации. Среди них - улучшение структуры и классификации технологий, материалов и изделий, внедрение системы ранжирования доступных технологий для определения наилучших по комплексу критериев, обеспечение удобства использования реестра всеми участниками и интеграция данных с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих дорожную деятельность.
На конференции также обсуждались перспективные направления в области мостостроения, включая исследования сверхвысокопрочного сталефибробетона и новых инженерных методик для стали.
В завершение конференции участники обсудили меры по повышению конкурентоспособности отечественных производителей дорожно-строительной техники. Росавтодор проводит комплексную работу по импортозамещению, сосредотачиваясь на технологических возможностях, надежности и долговечности техники.
Источник: Пресс-служба Росавтодора