В Москве, на базе Российского университета транспорта (МИИТ), прошла ежегодная конференция и выставка «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника, оборудование и материалы: импортозамещение, технологии и производство». Мероприятие собрало ведущих специалистов и экспертов дорожной отрасли, где были представлены новейшие достижения в области дорожно-строительной техники и технологий, а также обсуждены важнейшие вопросы развития отрасли.
Ключевым событием деловой программы стала пленарная дискуссия, в ходе которой участники рассмотрели вопросы повышения эффективности строительства дорог, оптимизации процессов проектирования и эксплуатации, а также внедрения инновационных материалов. Важное внимание уделено использованию отечественных цифровых технологий и систем управления. Специалисты подчеркнули необходимость внедрения в дорожную отрасль отечественных инноваций для обеспечения технологического суверенитета.
Открывая дискуссию, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен отметил, что с каждым годом интерес к конференции растет. Он отметил, что это отличная площадка для того, чтобы производители и органы государственной власти могли напрямую услышать друг друга и обсудить проблемы и вызовы в машиностроении и производстве дорожно-строительной техники. Важным является создание условий для поддержки российского производителя и обеспечение качества производимой техники через плотное взаимодействие профильных министерств, таких как Минтранс и Минпромторг России.
Заместитель директора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков также отметил положительные изменения в дорожном хозяйстве, произошедшие за последние несколько лет. Он сообщил, что до 2030 года на федеральной сети планируется провести работы на 46 тыс. км автомобильных дорог, из которых около 3 тыс. км будут отведены на строительство и реконструкцию. Григорий Волков добавил, что объемы работ в дорожной сфере не сокращаются, и это является позитивным сигналом для развития инфраструктуры.
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков акцентировал внимание на ключевой задаче наращивания технологического суверенитета. Он отметил, что это позволит России значительно сократить зависимость от импорта и стимулировать внутреннее производство. «В 2025 году мы начинаем новый виток развития дорожной деятельности и национальных проектов в нашей стране, которым Росавтодор придает большое значение», – заявил Роман Новиков. Он также рассказал о достигнутых успехах в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который за последние шесть лет стал одним из самых эффективных проектов в стране. В рамках проекта было приведено в нормативное состояние 105 крупнейших агломераций, и теперь отрасли требуются новые импульсы и идеи для дальнейшего развития.
Важное место на дискуссии заняли вопросы импортозамещения. Роман Новиков рассказал, что в дорожном строительстве движение к технологической независимости идет хорошими темпами. Он подчеркнул, что в части дорожно-строительных материалов рынок практически полностью охвачен российскими производителями, включая инертные материалы, битумные вяжущие и металлоконструкции. Это делает отрасль гораздо более независимой от внешних факторов, что особенно важно в условиях международной нестабильности.
Согласно данным ФАУ «РОСДОРНИИ», в России на сегодняшний день насчитывается более 51 тыс. единиц дорожно-строительной техники, из которых 54,7% произведены в России. Это свидетельствует о росте производства отечественной техники и необходимости дальнейшей поддержки местных производителей для развития строительной отрасли и улучшения транспортной инфраструктуры.
Ректор Российского университета транспорта Александр Климов выразил благодарность за выбор его учебного заведения в качестве места проведения столь важного мероприятия. Он отметил, что сейчас наблюдается рекордно низкий уровень безработицы, и подготовка квалифицированных специалистов становится ключевым аспектом для дальнейшего роста отрасли. Климов подчеркнул, что интеграция образовательных организаций с реальными предприятиями и внедрение новейших технологий — это важнейший шаг к обеспечению высокого качества подготовки специалистов.
Тему важности технологических изменений продолжил Николай Быстров, председатель ТК 418 «Дорожное хозяйство» и президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ». Он отметил, что за последние годы конференция стала важной платформой для обсуждения инноваций в дорожной отрасли и машиностроении, особенно в контексте импортозамещения.
Заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Станислав Черторыжский подчеркнул, что синергия между дорожниками и российскими предприятиями уже дала положительные результаты, но необходимо продолжать межведомственную работу, чтобы усилить этот процесс.
С отдельным докладом на пленарном заседании выступил Сергей Гошовец, начальник Управления научно-технических исследований и информационных технологий Росавтодора. Он рассказал о продолжающейся работе Росавтодора по налаживанию диалога между подрядчиками и производителями техники. Это позволяет повышать конкурентоспособность отечественной техники и обеспечивает её востребованность среди подрядных организаций. В минувшем году на объектах федеральной дорожной сети была проведена эксплуатация отечественных образцов техники, что позволило оценить её эффективность и получить обратную связь от пользователей.
Церемония завершилась награждением сотрудников Росавтодора и других представителей дорожной отрасли, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли. Роман Новиков был удостоен «Золотого знака МИИТа» за большой вклад в развитие университета и подготовку специалистов для транспортной отрасли, а коллектив Росавтодора получил благодарственное письмо за успехи в работе. Также за вклад в развитие технологий в области дорожного асфальтобетона был награжден Сергей Гошовец.
Конференция прошла при поддержке Правительства РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Министерства промышленности и торговли РФ, Государственной Думы РФ и других профильных организаций. Традиционным организатором мероприятия стала Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ».