С начала 2024 года в России продолжается активная работа по улучшению состояния региональных автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин сообщил, что благодаря реализации этого нацпроекта в нормативное состояние было приведено 1380 км региональных дорог. До конца года общая протяженность отремонтированных участков превысит 3,5 тыс. км, что позволит существенно улучшить транспортную связанность внутри страны.
«В опорную сеть входят дороги, обеспечивающие постоянное транспортное сообщение и поддерживающие единство экономического пространства России. Это ключевые трассы, соединяющие столицы регионов с административными центрами муниципальных районов, ведущие к автомобильным пунктам пропуска на границах, а также дороги, соединяющие крупные промышленные объекты и кластеры», — отметил Марат Хуснуллин. В 2024 году обновление затронуло значимые дороги, такие как трассы Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец, соединяющие несколько областей, и обеспечивающие как внутреннее транспортное сообщение, так и доступ к федеральным магистралям.
Понятие «опорная сеть автомобильных дорог» было введено в российское законодательство впервые в 2023 году с подписанием соответствующего указа Президентом России. Общая длина опорной сети составляет 140,5 тыс. км, из которых 66,2 тыс. км относятся к федеральным дорогам, а 74,3 тыс. км — к дорогам регионального и межмуниципального значения. Введение этого понятия подчеркнуло важность системного подхода к развитию дорожной инфраструктуры, особенно с акцентом на ключевые дороги, которые формируют основу транспортного каркаса страны. Министр транспорта Роман Старовойт добавил, что за 10 месяцев 2024 года доля региональных дорог, входящих в опорную сеть и соответствующих нормативным требованиям, достигла 70,67%, что превысило плановые показатели для текущего года.
Работы по обновлению затронули ключевые участки в разных регионах страны. Например, в Ярославской области на трассе Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец привели в нормативное состояние 26 км дороги между Рыбинском и Пошехоньем, что позволило завершить работы на год раньше запланированного срока. В Тверской области этот маршрут соединяет Верхневолжье с Московской областью и является популярным туристическим направлением, проходя через города Калязин и Сергиев Посад. В текущем году здесь отремонтировали участок длиной 7,3 км в Калязинском округе.
В Псковской области открыли обновленный участок трассы Ольша – Велиж – Усвяты – Невель протяженностью 17,1 км в Усвятском и Невельском округах. Эта дорога обеспечивает транспортное сообщение со Смоленской областью, что позволяет перераспределить потоки и улучшить доступность районов. В Кабардино-Балкарской Республике досрочно завершены работы на трассе Аргудан – Александровская, соединяющей несколько районов республики и обеспечивающей транзитные маршруты с соседними регионами.
Заместитель Председателя Правительства также отметил, что в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», который будет реализован в ближайшие годы, продолжатся масштабные работы по модернизации и расширению сети автомобильных дорог. «Национальный проект “Безопасные качественные дороги„ завершается в этом году, но его преемником станет новый проект. В соответствии с указом Президента, к 2030 году перед нами стоит задача привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог России. Важно обеспечить преемственность действий, что позволит грамотно планировать дальнейшие работы, обеспечивая устойчивое развитие транспортной инфраструктуры и возможность бесшовного передвижения по всем ключевым дорогам страны», — подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Таким образом, национальный проект «Безопасные качественные дороги» позволяет не только модернизировать дорожное покрытие, но и создает условия для экономического роста и улучшения качества жизни граждан, обеспечивая безопасные и комфортные условия для движения по дорогам, связывающим стратегические регионы страны.