Минстрой России разработал и утвердил новый национальный стандарт ГОСТ Р 71612-2025 «Ванты для мостостроения. Общие технические условия», который устанавливает требования к вантовым системам, используемым при проектировании и строительстве мостовых сооружений.
По словам заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко, вантовые мосты получили широкое распространение в России и за рубежом благодаря своей способности перекрывать большие пролеты без промежуточных опор, а также выразительным архитектурным качествам. Среди знаковых примеров применения таких конструкций в России — мост на остров Русский, вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке, Живописный мост в Москве и Большой Обуховский мост в Санкт-Петербурге.
«Принятие нового ГОСТа позволит ускорить проектирование подобных сооружений и обеспечит внедрение передовых технологий в практике отечественного мостостроения», — подчеркнул Музыченко.
Новый стандарт распространяется на изделия из высокопрочных стальных канатов, применяемых в качестве напрягаемых вант и гибких несущих элементов в пролетных строениях и вантово-балочных системах. Документ регламентирует технические параметры, правила маркировки, требования к приёмке, методы контроля и испытаний, а также условия транспортировки.
Директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин отметил, что при разработке документа были учтены лучшие практики как зарубежного, так и отечественного опыта, включая специальные технические условия, применявшиеся при проектировании крупнейших мостовых переходов в стране.
Разработка стандарта является важным шагом в совершенствовании нормативной базы в сфере инженерных сооружений. Как подчеркнул руководитель Росстандарта Антон Шалаев, документ способствует унификации подходов к проектированию, выбору материалов и расчётам, что напрямую влияет на надёжность и долговечность мостов. Применение нового ГОСТа также усилит технологическую независимость российского мостостроения.
Введение нового стандарта происходит на фоне активной реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни». В соответствии с заявлением Заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, до конца 2025 года планируется ввести в эксплуатацию более 300 дорожных объектов, включая свыше 100 участков дорог, мостов и путепроводов, реализуемых с федеральной поддержкой.