4 декабря в Москве, при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального дорожного агентства, состоялась конференция Ассоциации «РАДОР», посвященная вопросам развития автомобильных дорог регионального значения. Мероприятие собрало более 150 участников из 43 регионов страны, включая представителей органов власти, профильных организаций и компаний дорожной отрасли.
Среди участников конференции присутствовали сенатор Совета Федерации Игорь Тресков, исполняющий обязанности директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский, а также представители других профильных организаций, таких как ФКУ «Росдормониторинг», ФГБУ «Росдортехнология», ФАУ «РОСДОРНИИ» и ТК-418. Мероприятие также посетили руководители региональных дорожных ведомств, производители техники и оборудования для дорожной отрасли. Вел заседание генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, который также является председателем Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве.
Традиционно на открытии конференции особое внимание было уделено новым руководителям территориальных органов, впервые участвующим в мероприятии Ассоциации. Были поприветствованы министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Александр Толкачев, руководитель КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» Игорь Меркулов и начальник управления автомобильных дорог Свердловской области Денис Чегаев.
Игорь Тресков, сенатор Совета Федерации и член Комитета по экономической политике, в своем выступлении подчеркнул, что одной из ключевых задач остается приведение мостов и путепроводов в нормативное состояние, а также обеспечение качественного содержания автомобильных дорог. Он отметил, что достигнутые результаты реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» требуют дальнейшего поддержания и развития. Сенатор акцентировал внимание на необходимости сохранения финансирования дорожных работ для достижения стабильных и устойчивых результатов. Также он привел в пример Московскую область, где активно внедряется практика оперативного анализа причин дорожно-транспортных происшествий с целью их последующего предотвращения.
В своем вступительном слове Игорь Старыгин напомнил, что 2024 год знаменует собой завершение национального проекта «Безопасные качественные дороги». Он отметил значительные успехи проекта, выразив уверенность, что его результаты будут высоко оценены не только специалистами, но и рядовыми пользователями дорожной инфраструктуры. По словам Игоря Старыгина, тысячи километров региональных дорог были приведены в нормативное состояние, что существенно улучшило транспортную доступность к социально значимым объектам, таким как школы, больницы и туристические кластеры.
На конференции участникам было предложено пройти серию опросов для оценки результатов проекта «Безопасные качественные дороги». Большинство отметили улучшение качества дорог как в общем, так и в местах своего проживания. Более 74% респондентов сообщили, что состояние дорог определенно улучшилось, а еще 20% оценили изменения как скорее положительные. Примечательно, что одной из главных задач, по мнению опрошенных, остается реконструкция мостов и путепроводов.
Антон Козлов в ходе первой сессии подробно рассказал о запуске нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», который стартует в 2025 году. Этот проект продолжит традиции «Безопасных качественных дорог», но станет частью более широкой инфраструктурной программы, направленной на повышение благосостояния граждан. В рамках проекта планируется достичь нового уровня развития региональной дорожной сети, увеличив долю дорог в нормативном состоянии до 60% к 2030 году. Дороги в крупнейших агломерациях и опорной сети должны достичь показателя в 85%.
Спикер отметил, что с 2025 года произойдут значительные изменения в подходах к классификации дорог. Вскоре вступит в силу закон, который определит порядок формирования и закрепления границ агломераций и перечней дорог, входящих в их состав. Кроме того, ФАУ «РОСДОРНИИ» станет единственным поставщиком услуг по оценке состояния дорог регионального значения, что позволит получить более достоверные данные для дальнейшего планирования.
Среди анонсированных нововведений был также новый федеральный закон, вступающий в силу с сентября 2025 года, касающийся весогабаритного контроля. Он вводит обязательное прохождение контроля для тяжеловесных транспортных средств и предусматривает серьезные штрафы за нарушения. Подготовлен законопроект о создании автоматизированной системы весового и габаритного контроля, которая упростит процесс мониторинга и снизит административные барьеры.
Александр Соколовский в своем докладе уделил внимание развитию многофункциональных зон вдоль федеральных трасс. Он подчеркнул, что эти зоны необходимы для обеспечения комфортного сервиса для водителей и пассажиров. На сегодняшний день анализ показал недостаточное количество таких объектов, что требует создания около 300 новых зон. До конца 2025 года планируется построить 30 дополнительных МФЗ, а в долгосрочной перспективе — 267. Эти меры позволят значительно улучшить условия для пользователей дорожной сети.
Заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Станислав Головач рассказал о работе над улучшением процесса выдачи разрешений на движение крупногабаритных транспортных средств. Он отметил, что за последний год время обработки заявок сократилось на треть, а количество отказов уменьшилось на 24%. Кроме того, введение единого счета для возмещения вреда позволило аккумулировать значительные средства для восстановления дорог.
Докладчик также привел статистику нарушений в сфере грузоперевозок. Доля нарушений среди общего грузового потока составила 28%, а средний перевес грузов достигал 39,5%. Такие показатели подчеркивают необходимость внедрения современных технологий контроля и ужесточения ответственности за нарушение норм.
Заместитель начальника отдела инспектирования работ по реализации национальных проектов ФГБУ «Росдортехнология» Антон Акимов в рамках своего выступления представил детальную информацию о современных подходах к инструментальной диагностике дорожной сети, осуществляемой территориальными органами управления автомобильными дорогами. В своем докладе он акцентировал внимание на использовании новейших технологий, позволяющих существенно оптимизировать процесс обследования дорог.
«Сегодня технологии сделали огромный шаг вперед. Современное георадиолокационное оборудование позволяет получать данные о состоянии дорожной одежды с высокой степенью точности, а системы лазерного пространственного сканирования обеспечивают эффективную паспортизацию линейных сооружений. Благодаря этим инструментам обследование дорожной инфраструктуры занимает значительно меньше времени и требует меньших финансовых и трудозатрат», — подчеркнул Антон Акимов.
Однако, несмотря на достижения в области диагностики, спикер отметил, что не все регионы активно используют полученные данные при планировании ремонтных работ. Антон Акимов выразил благодарность 17 субъектам Российской Федерации, которые внедрили полный комплекс инструментальной диагностики и успешно реализуют дорожные работы без существенных нарушений в этой области.
В продолжение конференции исполняющая обязанности директора Департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Ирина Ковтун поделилась подробностями о переходе дорожной отрасли на ресурсно-индексный метод (РИМ). В своем докладе она выделила основные преимущества РИМ, среди которых повышение точности определения сметной стоимости, возможность более объективного регулирования ценовой политики субъектами Федерации, а также реалистичное определение стоимости конструктивных элементов в рамках сметных контрактов.
«Этот подход способствует улучшению финансовой прозрачности и позволяет органам власти субъектов эффективно влиять на стоимость работ, что особенно важно для реализации масштабных проектов», — отметила Ирина Ковтун.
Однако спикер указала и на сложные аспекты внедрения метода. Среди недостатков РИМ она назвала низкий уровень наполненности данных в федеральной государственной информационной системе, увеличение трудоемкости составления сметной документации и недостаточное количество ресурсов в классификаторах. По мнению Ирины Ковтун, такая ситуация может привести к значительным различиям в стоимости однородных работ в разных регионах. «Субъекты, которые уделяют должное внимание учету и предоставлению данных о стоимости ресурсов, окажутся в более выгодном положении», — предостерегла эксперт.
Вторую сессию конференции, посвященную внедрению современных технологий в дорожное строительство, открыл доклад заведующего кафедрой Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), профессора, д.т.н., президента Ассоциации бетонных дорог Виктора Ушакова. Он рассказал о строительстве современных дорожных одежд с применением инновационных материалов, подчеркнув необходимость решения актуальных задач отрасли в ближайшие годы.
Виктор Ушаков напомнил, что к 2030 году необходимо обеспечить строительство 50 обходов населенных пунктов, развитие международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», а также привести дорожную сеть в нормативное состояние. Тем не менее, он отметил сохраняющиеся проблемы, такие как дефицит качественных дорожно-строительных материалов в ряде регионов, высокая стоимость битума, песка и щебня, а также проблемы с доставкой материалов.
«За последние 30 лет нагрузка на дороги выросла в 4 раза, но несущая способность дорожных одежд осталась прежней, что приводит к сокращению срока их службы», — отметил профессор. Он предложил ряд решений, включая укрепление грунтов с использованием современных материалов, применение геосинтетических прослоек для регулирования водно-теплового режима и рациональный выбор конструкций дорожных одежд с учетом жизненного цикла объектов.
Ответственный секретарь ТК-418 «Дорожное хозяйство» Илья Галактионов представил итоги работы по стандартизации в дорожной отрасли за 2024 год и рассказал о планах на 2025 год. Он сообщил, что на текущий момент в фонд национальных стандартов входит 440 документов, 95% из которых разработаны за последние 10 лет.
Только за 2024 год было утверждено 20 национальных и 5 межгосударственных ГОСТов, охватывающих такие направления, как проектирование нежестких дорожных одежд, стандарты для мостовых сооружений и дорожных ограждений, а также нормы для элементов обустройства дорог.
В 2025 году запланировано утверждение 30 новых национальных стандартов, включая документы, касающиеся применения геосинтетических и противогололедных материалов, организации пунктов весового контроля и обеспечения пожарной безопасности тоннелей.
«Важно, чтобы стандартизация и внедрение новых технологий шли рука об руку. Это позволит нам не только повышать качество дорожной сети, но и эффективно распределять ресурсы», — заключил Илья Галактионов.
На прошедшей конференции обсуждались достижения, проблемы и перспективы регионов России. В числе первых выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Александр Толкачев. Он подробно рассказал о том, что в 2024 году в регионе велись работы на 77 объектах дорожной сети. Среди них строительство и реконструкция 12 объектов, капитальный ремонт на 20 участках и ремонт еще 45 объектов. Эти меры позволили достичь стопроцентного исполнения плана по региональному проекту. По словам министра, к концу года доля дорог в городских агломерациях, приведенных в нормативное состояние, составит 85%, а доля региональных трасс в нормативе достигнет 53,1%. Эти показатели свидетельствуют о значительном прогрессе в реализации программы развития дорожной сети.
Опытом внедрения цифровых технологий в управление дорожным хозяйством поделился руководитель ГКУ Ярославской области «Центр организации дорожного движения» Кирилл Крюков. Он отметил, что в регионе реализуется пилотный проект по использованию интеллектуальных систем для обеспечения сохранности автомобильных дорог. В настоящее время в области функционируют 11 комплексов автоматического весогабаритного контроля, и до конца года планируется запуск еще семи. На стадии проектирования и строительства находятся 12 новых комплексов. Благодаря уже работающим системам с начала года вынесено более четырех тысяч постановлений о нарушениях, общая сумма штрафов составила 1,7 миллиарда рублей, из которых 506 миллионов уже поступили в бюджет. Для борьбы с нарушителями, скрывающими регистрационные знаки транспортных средств, используются комплексы «Нейросеть», которые выявили более 680 случаев подобных нарушений. В ближайшем будущем система будет модернизирована, чтобы обеспечить охват всех комплексов региона.
Во время конференции представители отраслевого сообщества представили доклады, посвященные внедрению современных технологий. Особое внимание уделялось интеллектуальным решениям для управления дорожным движением, техническим разработкам для мостовых сооружений, геоинформационным системам, улучшению качества материалов для дорожного строительства и вопросам импортозамещения. Эти инициативы подчеркивают готовность отрасли адаптироваться к современным вызовам и внедрять инновационные подходы.
Подводя итоги мероприятия, представитель Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин напомнил участникам о формировании программы работы на следующий год. Среди запланированных событий выделяются третья научно-практическая конференция в Саратове в январе, посвященная диагностике и паспортизации дорог, и семинар в Смоленске в феврале, где будут обсуждаться вопросы зимнего содержания дорожной сети. Эти встречи станут важными площадками для обсуждения новых технологий и стратегий развития дорожной отрасли.
Конференция показала, что регионы активно работают над улучшением состояния дорог и внедрением инноваций. Совмещение передовых технологий, эффективного планирования и обмена опытом подтверждает готовность отрасли к дальнейшему развитию.