В интервью журналу «Безопасные и качественные дороги» Председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Николаевич Васильев рассказал о ситуации в дорожной отрасли региона, о реализации национального проекта, о ключевых объектах и планах на перспективу.
– Анатолий Николаевич, насколько успешным для региона в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также федеральных и региональных программ был 2022 год, с какими итогами вступил регион в текущий дорожно-строительный сезон?
– Общая протяженность отремонтированных, капитально отремонтированных, построенных и реконструированных в 2022 – м году автомобильных дорог региона составила 402,7 км. Всего за четыре года реализации нацпроекта в регионе обновили порядка 1150 км дорог. По итогам 2022 года Волгоградская область отмечена Росавтодором в числе других 10 регионов за достижение наилучших показателей нацпроекта. В 2022 году привели в нормативное состояние 296,1 км региональных трасс, 61,3 км улиц Волгограда и 45,3 км улиц Волжского. Как отметил куратор национального проекта «Безопасные качественные дороги» заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин «Главная цель нацпроекта – повышение качества жизни россиян, поэтому дороги обновляют к самым нужным и важным для населения объектам: больницам, школам, детским садам, стадионам и достопримечательностям».
У нас в регионе в 2022 году стали безопасными и качественными 16 подъездных путей к туристическим объектам протяженностью 18 км, 16 подъездов к общеобразовательным учреждениям протяженностью 16,36 км, 14 подъездов к медицинским учреждениям протяженностью 14,2 км. Ключевыми вехами 2022 года дорожного нацпроекта региона являются старт проекта по ремонту мостов и путепроводов, продолжение строительства Обхода Волгограда и первого этапа Третьего пускового комплекса мостового перехода через реку Волга в г. Волгограде, продолжение строительства Путепроводной развязки на пересечении автомобильной дороги Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск (км 21+508) и железной дороги Горнополянский – Канальная (км 30+105), продолжение реконструкции автомобильной дороги «3-я Продольная магистраль» на участке км 4+800 – км 7+000 с устройством путепроводной развязки, ремонт четырех участков Первого пускового комплекса первой очереди мостового перехода через р. Волгу в г. Волгограде, продолжение строительства второго этапа улицы Электролесовской. Финансирование в 2022 году составило 10 019,6 млн рублей, в т.ч. Федеральный бюджет 5525,97 млн рублей, из них 851 млн рублей в рамках федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», благодаря которому дополнительно отремонтировано 25 объектов в Волгограде и Волжском общей протяженностью 26,14 км. Все работы выполнены комплексно: помимо дорожного покрытия специалисты обновляют инфраструктуру, обеспечивающую безопасность дорожного движения.
Так, на объектах нацпроекта в регионе в 2022 году установлено 4486 дорожных знаков, обустроено 26 071,5 пог. м барьерных ограждений, 8008 пог. м пешеходных ограждения, на проезжую часть нанесено 906 698,8 пог. м разметки, установлено 5419 сигнальных столбиков, отремонтировано 41 571,2 пог. м тротуаров, 264 светофора, размещено 53 остановочных павильона. Обустроено современными средствами организации дорожного движения 159 пешеходных переходов на региональных автомобильных дорогах. Также в 2022 году в регионе продолжалась реализация крупных приоритетных федеральных и региональных объектов при поддержке Федерального дорожного агентства: строительство Обхода города Волгограда; комплексная реконструкция участков московской трассы км 903+500 – км 922+000; завершена реконструкция участка автодороги М-21 «Волгоград–Каменск Шахтинский до границы с Украиной в обход п. М. Горького». Знаковым событием 2022 года было подписание с Росавтодором 17.11.2022 Меморандума по развитию дорожной сети региона, который утверждает пятилетнюю программу дорожной деятельности региона, направленную на приведение в нормативное состояние опорной сети автомобильных дорог региона. Так, на сегодняшний день протяженность опорной сети региона составляет 2214,715 км. Кроме того, она включает в себя 6 федеральных трасс протяженностью 1201,390 км, из которых в нормативном состоянии находится более 57%, а также 18 участков региональных дорог общей протяженностью 1013,325 км – в нормативе 55%.
– А какие планы в регионе по строительству дорог? Какие новые дороги появились в 2022-м и какие появятся в этом году?
– В прошлом году мы построили 3 дороги в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» общей протяженностью 5,24 км к х. Чиганаки 1-е в Кумылженском районе, к х. Лобачевский 2 этап в Нехаевском районе и к с. Каменка в Октябрьском районе 1 этап 1,68 км. Также по госпрограмме «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области» построен подъезд к с. Лятошинка в Старополтавском районе протяженностью 3,7 км, выполнена реконструкция а/д «Иловля – Ольховка – Камышин», также проведены проектно-изыскательские работы по строительству дороги к с. Песчанка в Старополтавском районе по принципу КЖЦ, завершается в этом году строительство дорог к с. Красный Яр в Старополтавском районе, протяженностью 10,99 км и к х. Алявы в Еланском районе протяженностью 4,7 км. В текущем 2023 году в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» будет построено и реконструировано 5 автомобильных дорог протяженностью 14,5 км: строительство дороги до с. Каменка Октябрьского района (переходящий с 2022 года), протяженностью 6,1 км; до х. Грудне-Ермаки Новониколаевского района, протяженностью 2,8 км; реконструкция участков автомобильных дорог по ул. Подгорная, Автодорожная, Тополиная в х. Верхнекардаильский Новониколаевского района, протяженностью 2,5 км; строительство дороги к производственной базе СХА «Акуловская» Бубновского сельского поселения Урюпинского района, протяженностью 2,4 км; строительство дороги к с/х предприятию ИП Мурашова И.Е. Среднеахтубинский район, протяженностью 0,7 км.
– Расскажите о ключевых объектах 2023 года, которыми планируете заняться в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Сколько всего дорог уже удалось привести к нормативному состоянию за всё время реализации дорожного нацпроекта?
– За период участия в приоритетном и национальном проектах «Безопасные качественные дороги» с 2017 года мы уже восстановили порядка 1500 км региональной или межмуниципальной сети, а также дорожной сети Волгограда и Волжского. Всего с 2014 года по всем программам в регионе построено и отремонтировано более 2,4 тыс. км дорог.
Ключевые стратегические объекты нацпроекта этого года – это три крупных строительства – обхода Волгограда, второго этапа ул.Электролесовская, 1-го этапа Третьего пускового комплекса моста через Волгу и ремонт 136,5 км дорог опорной сети Волгоградской области, в соответствии с Меморандумом по развитию дорог региона, подписанным с Росавтодором в ноябре 2022 года. Сегодня на Третьем пусковом на основном ходе и съездах идет укладка покрытия, параллельно укрепляются обочины и откосы насыпи, монтируются водоотводные сооружения и наружное электроосвещение, подготавливается фундамент для шумозащитных экранов. Занято 220 специалистов и разнообразная техника. Строительная готовность 52%. Кроме того, дорожники продолжают возведение мостов через ерики Осинки (общая протяжённость 199,7 пог. м) и Гнилой (422,6 пог. м). На первом завершено устройство всех буронабивных свай и опор, забетонирована плита проезжей части, сейчас идет устройство гидроизоляции для дальнейшей укладки дорожной одежды. На мосту через ерик Гнилой в июне приступили к надвижке пролётных строений, ведётся сборка конструкций. Объект входит в международный транспортный коридор Север-Юг. Все работы реализуются в соответствии с планами. Финансирование предусмотрено в полном объёме.
Часть участков первого этапа Третьего пускового комплекса будет введена в работу уже до конца 2023 года и обеспечит движение транспорта. В следующем году в плановом порядке запустим движение по всему этому отрезку. Ключевой городской объект нацпроекта сегодня – строительство 2 этапа ул. Электролесовской, который значительно разгрузит движение второй продольной магистрали. Сегодня общая готовность объекта составляет 56%. Проект продолжения улицы Электролесовской разбит на два этапа. Первый участок протяженностью 1,4 км введён в эксплуатацию в 2020 году, он продлил существующую дорогу до ТРЦ «Акварель». Сейчас ведутся работы на втором отрезке протяженностью 2,2 км – от торгово-развлекательного центра до соединения с ул. Кирова. Работы на объекте ведутся высокими темпами: на участке 1,6 км выполнено устройство основания нового проезда, уложен выравнивающий и верхний слои асфальтового покрытия – 75% от запланированного объема. Параллельно укладывается щебеночное основание под тротуары и велосипедные дорожки, ведётся устройство ливневой канализации и локальных очистных сооружений, в местах высокого уровня грунтовых вод основание дополнительно усиливают, чтобы обеспечить надежность ездового полотна. По завершении работ, съездов на Вторую Продольную будет несколько – на улицу Автомобилистов, возле ТРЦ «Акварель» и по ул. Зины Маресевой. Параллельно ведутся работы по ремонту дороги на улице Электролесовской с обустройством тротуаров. Строительство дороги станет отправной точкой для развития прилегающей территории в Кировском районе Волгограда. По поручению Губернатора архитекторы города уже работают над проектами, в том числе для прибрежной её части. Кроме того, запланировано отремонтировать в 2023 году 136,5 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области, входящих в Опорную сеть Российской Федерации, в соответствии с Меморандумом по развитию дорог региона, подписанным с Росавтодором в ноябре 2022 года.
В начале 2023 года были актуализированы программы пятилетнего развития дорожной сети Волгоградской области. На сегодняшний день протяженность опорной сети региона составляет 2214,715 км. Кроме того, она включает в себя 6 федеральных трасс протяженностью 1201,390 км, из которых в нормативном состоянии находится более 57%, а также 18 участков региональных дорог общей протяженностью 1013,325 км – в нормативе 55%. При составлении планов дорожных работ в Волгоградской области особое внимание уделено техническому состоянию автомобильных дорог, их отнесенности к опорной сети, социальной значимости, а также наличию актов реагирования и предписаний контрольно-надзорных органов. Масштабные работы будут проведены и на федеральной сети дорог региона. В 2023 году планируется отремонтировать, в том числе капитально, 23,962 км. Среди объектов этого года расширение двух участков трасс Р-22 и одного на Р-228 до 4 полос.
– Анатолий Николаевич, а как идет строительство объездной дороги? Могли бы Вы подробнее рассказать о ходе работ?
– Оба объекта общей протяженностью 37 км и стоимостью 43,6 млрд рублей планируется ввести в строй в 2024 году. Сегодня работы идут полным ходом, готовность первого этапа составляет 62%. Завершена самая технически сложная работа – надвижка пролета моста через Волго-Донской судоходный канал. Участок II этапа – 25-километровая 4-полосная дорога, которая пройдет в обход Волгограда и соединит между собой сразу несколько трасс: федеральные Р-22 «Каспий» (московское направление), А-260 «Волгоград – Каменск Шахтинский – граница с Украиной» и региональную «Качалино – Степной – аэропорт «Гумрак». Для этого возведут три разноуровневые транспортные развязки. Также, в составе объектов 13 мостовых сооружений, работы ведутся на всех. В результате порядка 15 тыс. автомобилей будет выведено за пределы центра города. Готовность второго этапа обходной магистрали составляет почти 50%. Строительство идёт сразу на двух участках: на пересечениях с автодорогами А-260 Волгоград – КаменскШахтинский и Качалино – Степной – аэропорт Гумрак. Это будет четырехполосная дорога с разделительной полосой, искусственным электроосвещением. Чтобы сделать проезд по обходу максимально комфортным, предполагается также создание четырех площадок отдыха – в том числе многофункциональных зон отдыха: места для их размещения уже определены, они включены в общий план строительства обхода Волгограда. Контролировать дорожную ситуацию будет интеллектуальная транспортная система, многие процессы которой автоматизированы.
– Очередной этап нацпроекта «Безопасные качественные дороги» предполагает реализацию более капиталоемких мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией автомобильных дорог и, прежде всего, мостов и искусственных сооружений на них. Каков перечень объектов для этого этапа? Каковы сроки производства этих работ?
– В рамках федерального проекта «Мосты и путепроводы» запланировано выделение Волгоградской области средств из ФБ на выполнение работ по ремонту искусственных сооружений. В 2022 году отремонтировано 435,5 м искусственных сооружений, в текущем году необходимо отремонтировать 867,17 м и освоить 1784,83 млн рублей и в 2024 г. освоить 2611,00 млн рублей и отремонтировать 1268,6 м. В прошлом году мы восстановили искусственные сооружения через реки Рысь, Медведица и ВДСК общей протяженностью 435,5 м. Работы в текущем дорожном сезоне запланированы ещё на 13 объектах: на финансирование данных мероприятий предусмотрены 1,8 млрд рублей. В рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» заключены контракты по комплексному восстановлению 13 мостов и путепроводов – 7 на ремонт (путепроводы №8, путепровод №6, Сарептский и Марийский в г. Волгограде, путепровод Александрова в г. Волжский, через р. Кардаил в Новониколаевском районе, через р. Черная в Даниловском районе), 4 на капитальный ремонт (мост через р.Тишанка в городском округе – город Михайловка, мост через р. Шемякина в Урюпинском районе (2024), путепровод Новоаннинский, и путепровод Александрова через ж/д пути в Волжском) и 2 по строительству (путепроводы Абганерово в Октябрьском районе и Новый Рогачик в Городищенском муниципальном районе региона). Подрядные организации преступили к работам. Также в рамках дорожного нацпроекта в этом году строим 1-й этап Третьего пускового комплекса через р. Волга в г Волгограде общей протяженностью 4,5 км и путепроводную развязку протяженностью 1,5 км на пересечении а/д Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск (км 21+508) и железной дороги Горнополянский – Канальная (км 30+105).
– Волгоградская область с 2021 года успешно внедряет технологии в управление дорожным движением. Какие меры принимаются в рамках цифровизации отрасли и внедрения интеллектуальных транспортных систем?
– На территории волгоградского региона продолжается работа по внедрению интеллектуальной транспортной системы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». На реализацию мероприятий в 2021–2023 гг. соглашением с Росавтодором предусмотрено финансирование в размере 900 млн рублей. На сегодняшний день в составе ИТС субъекта уже функционируют комплексы видеонаблюдения за улично-дорожной сетью, система фотовидеофиксации нарушений ПДД, программа диспетчеризации пассажирского транспорта на основе спутниковой технологии ГЛ ОНАСС, информирование пассажиров общественного транспорта. Очередная автоматическая система светофорного регулирования по типу «зеленая волна» недавно введена в Советском районе Волгограда на Университетском проспекте в границах улиц Автомобилистов и Кабардинская, а также в Тракторозаводском районе – на проспекте им. Ленина в границах улиц Тарифная и Михайлова. Оборудование позволяет повышать пропускную способность улично-дорожной сети городских агломераций за счёт управления группами светофорных объектов по типу «зелёная волна» и «зелёная улица». Адаптивное управление светофорными объектами выполняется за счёт взаимодействия с детекторами транспортного потока. В систему также входит контроль камер и удалённых датчиков движения, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрёстков и передают эту информацию на центральный сервер управления – это позволяет прогнозировать транспортную ситуацию на 15–30 минут вперёд и заранее вырабатывать эффективный план управления трафиком. При возникновении ДТП на перекрёстках данный план автоматически корректируется. В крупнейших городах Волгоградской области – Волгограде и Волжском уже установлены 186 «умных светофоров», а также 135 детекторов транспортного потока и 155 информационных табло на остановочных пунктах. Работа по этим направлениям продолжается. В целом планируется увеличить пропускную способность дорог региона за счет регулирования транспортных потоков, объединить диспетчерские службы пассажирского транспорта области и города, обеспечить сохранность региональных автодорог и, конечно же, обеспечить безопасность дорожного движения. В текущем году в рамках внедрения интеллектуальных транспортных систем в Волгограде и Волжском запланировано приобретение 229 детекторов транспорта и передвижной дорожной лаборатории. Мероприятия реализуются в рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
– Какие планы у волгоградских дорожников ближайшие годы по реализации федеральных и региональных программ и как это скажется на социально-экономическом развитии области?
– До 2024 года с учетом всех программ в Волгоградской области запланированы порядка 240 основных проектов строительства и ремонта дорог. Возведение третьей очереди пускового комплекса моста через Волгу, строительство обхода Волгограда, продление рокадной дороги в направлении Кировского района, а также возведение сотни километров городских и сельских дорог. Приведение к нормативу опорной сети дорог региона, развитие дорожно-транспортного инфраструктуры, комплексный подход к каждому участку улично-дорожной сети положительно сказываются и вносят свой вклад в дальнейшее социально-экономическое развитие региона.