Дорожное хозяйство Краснодарского края занимает лидирующие места по качеству и протяженности дорог. Ремонтные работы всегда выполняются на высоком уровне. Ежегодно строятся новые современные магистрали, мосты, путепроводы, применяются современные технологии и материалы. О результатах работы дорожной отрасли края мы попросили рассказать министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Алексея Переверзева.
– Алексей Леонидович, в чем, по-вашему, особенности дорожного хозяйства Краснодарского края?
– Кубань является территорией, где пересекаются многие транспортные потоки, и правильно выстроенная логистика давно стала неотъемлемой частью краевой экономики. При ее нынешних стремительных темпах развития, наличие разветвленной дорожной сети, отвечающей всем требованиям безопасности и существующим критериям качества дорожного полотна, обязательно. Необходимо не только улучшать состояние дорог, но и строить новые. В первую очередь, потому что у нас активно развивается внутренний туризм, повышается мобильность населения. Особое внимание уделяем состоянию трасс, которые ведут к черноморскому побережью.
– А какие наиболее значимые для Вашего региона дорожные объекты были сданы в эксплуатацию?
– Только в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в текущем году введены в эксплуатацию отремонтированные участки автомобильных дорог, ведущих к Черноморскому побережью – стца Стародеревянковская – ст-ца Ленинградская – ст-ца Кисляковская, км 0+100 – км 2+500 в Каневском районе, Магистраль «Дон» – х. Бетта, км 2+575 – км 4+500 в городе-курорте Геленджик, г.Крымск – с .Джигинка, км 51+994 – км 57+327, км 57+353 – км 57+600 в городе-курорте Анапа, г. Краснодар – г.Ейск, км 52+000 – 57+628 в Тимашевском районе, капитально отремонтировали мостовой переход через магистральный канал на автодороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск и мост через канал на автомобильной дороге г. Славянск-на-Кубани – ст-ца Петровская – п. Целинный – с. Ачуево, а также мост ч/з ручей на автомобильной дороге с. Абрау-Дюрсо – с. Большие Хутора, отремонтировали мостовой переход через реку Псекупс на автомобильной дороге г. Горячий Ключ – г. Хадыженск. В феврале ввели в эксплуатацию новый мост через реку Кубань, связывающий Краснодарский край и Республику Адыгея.
– Какие задачи стоят перед отраслью по выполнению планов национального проекта «БКД»? Что удалось сделать за последние годы по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги»? Какой объем строительства, реконструкции и ремонта дорог в рамках нацпроекта БКД планируется выполнить в 2024 году?
– Одним из важных объектов 2023 года для Краснодарского края и Республики Адыгея стало досрочное завершение строительства нового Яблоновского моста. Объект введен в эксплуатацию в феврале текущего года. Объект улучшил логистику и укрепил транспортные связи нашей столицы с Черноморским побережьем. Продолжаем в текущем году работу по реализации крупных значимых объектов. Например, в завершающей стадии реконструкция важного для развития транспортной инфраструктуры Усть-Лабинского района Краснодарского края мостового перехода через реку Лаба на автодороге ст-ца Некрасовская – а.Хатукай, км 1+108 длиной 244,07 пог. м. Кроме этого, приводим в нормативное состояние искусственные сооружения. На этот год намечен ремонт 13 мостовых сооружений. Например, моста через канал на автодороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск, мостовое сооружение через р. Псекупс на дороге г. Горячий Ключ – г. Хадыженск, мост на автодороге г. Славянскна-Кубани – ст-ца Петровская – п. Целинный – с. Ачуево
. Как и в предыдущие пять лет реализации национального проекта, текущий год не стал исключением и работы на объектах ведутся с опережением сроков. Работы в городских агломерация завершены. За пять лет предыдущих лет реализации национального проекта (2019–2023 годы) было приведено в нормативное состояние 842 объектов общей протяженностью 1248,102 км, в том числе 78 региональных объектов, протяженностью 437,252 км, 276 участков улиц в Краснодарской агломерации, протяженностью 348,04 км, 326 участков в Сочинской агломерации, протяженностью 332,2 км и 162 участка в Новороссийской агломерации, протяженностью 130,61 км.
В ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» за пять лет реализации национального проекта с 2019 по 2023 год на дорогах регионального значения Краснодарского края и местного значения в городских агломерациях было установлено 69,29 тыс. дорожных знаков, устроено 105,37 тыс. пог. м барьерного ограждения, 56,28 тыс. пог. м пешеходных ограждений, нанесена дорожная разметка на 1940,79 тыс. пог. м, устроено 677 искусственных дорожных неровностей, установлено 128 светофорных объекта, устроено 207,25 тыс. пог. м тротуаров.
В текущем году планируется завершить реализацию 159 объектов общей протяженностью порядка 235 км, в том числе: 26 участков автомобильных дорог регионального значения (120,37 км), 13 искусственных сооружения на а/д регионального значения (1144,7 пог. м). 120 объектов местного значения в городских агломерациях (Армавирская, Краснодарская, Новороссийская и Сочинская), протяженностью 115,537 км, объем финансирования 3 млрд 412 млн рублей (краевой 3 млрд 199 млн рублей, местный 213 млн 686 тыс. рублей).
Работы в части региональных дорог завершены, проводятся рабочие и приемочные комиссии. Завершены работы в городских агломерациях на 120 участках, протяженностью 115,5 км, в том числе: Армавирская агломерация: 9 объектов протяженностью 13,297 км (Касса 500 503,16 тыс. рублей (краевой 480 483,033 тыс. рублей, местный 20 020 тыс. рублей). Краснодарская агломерация (только г. Краснодар): 45 объектов протяженностью 58,601 км (касса 1 892 473,12 тыс. рублей (краевой 1 760 000,00 тыс. рублей, местный 132 473,12 тыс. рублей). Новороссийская агломерация: 7 объектов протяженностью 4,193 км (касса 158 183,14 тыс. рублей (краевой 148 692,10 тыс. рублей, местный 9491,4 тыс. рублей). Сочинская агломерация: 59 объектов протяженностью 39,446 км (касса 861 702,13 тыс. рублей (краевой 810 000,00 тыс. рублей, местный 51 702,13 тыс. рублей).
– Дороги в крае прекрасные, скажите, как организован контроль качества выполняемых работ?
– Подведомственная организация ГКУ КК «Краснодаравтодор» располагает одной из лучших лабораторий, которая оснащена не только современным оборудованием, но и укомплектована штатом высококвалифицированных специалистов, которые ежедневно осуществляют инспекционный контроль за качеством производства работ и применяемых материалов на объектах ремонта и строительства автодорог. На сегодняшний день в распоряжении отдела находится пять передвижных лабораторий, оснащенных измерительными комплексами, позволяющими осуществлять оценку транспортно-эксплуатационного состояния сети региональных автодорог, провести отбор проб дорожно-строительных материалов, измерения и испытания.
– Качество жизни заключается еще и в том, чтобы было хорошее транспортное сообщение, как Вы добиваетесь высоких результатов? И расскажите о государственной поддержке дорожной отрасли.
– С каждым годом наша транспортная инфраструктура становится более комфортной для гостей и жителей региона. Конечно же, это в первую очередь благодаря тому, что мы пять лет успешно реализуем нацпроект «Безопасные качественные дороги». Что же касается особенностей, то здесь, нужно упомянуть активное применение геосинтетических материалов при устройстве и усилении земляного полотна с целью повышения его надежности. Эти материалы также минимизируют риск смещения дорожного полотна, особенно на автодорогах, по которым проходит тяжелый транспорт. Кроме этого, георешетка позволяет в дальнейшем снизить расходы на эксплуатацию и способствует продлению срока службы дорожного покрытия. Большое внимание уделяем устройству освещения. На протяжении пяти лет при устройстве освещения применяем только светодиодные светильники, которые значительно влияют на энергоэффективность и уменьшают затраты на потребление электроэнергии. В целях снижения и предупреждения образования аварийных ситуаций на дорогах регионального значения в обязательном порядке при проведении работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автодорог предусматриваются мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности дорожного движения. Краснодарскому краю ежегодно оказывается поддержка за счет средств федерального бюджета. Только в текущем году была оказана поддержка в размере 6,2 млрд рублей, в том числе 2,0 млрд рублей на погашение кредита, выданного в прошлом году на опережающие выполнение работ по капиталоемкому объекту.
– Каковы ваши приоритеты в развитии дорожно-транспортной отрасли?
– Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры в крае является одной из приоритетных целей. На сегодняшний день и на перспективу цели поставлены, задачи понятны. Все те проекты, которые у нас есть, я уверен, будут реализованы. Краснодарский край уже не узнать, если сравнивать с его обликом десятилетней давности. Регион стал более современным и развитым, что заметно как жителям, так и гостям края. Однако, несмотря на достигнутые успехи, продолжаем работать, и еще многое предстоит сделать. Наша главная цель – повышение качества жизни и безопасности населения, и в рамках этой цели продолжим улучшать качество и безопасность наших дорог.
– Какие проекты предстоит реализовать до 2030 года? Каковы планы на ближайшее будущее?
– Для администрации Краснодарского края одной из первостепенных задач является сохранение и развитие сети автомобильных дорог. Развитая дорожная инфраструктура напрямую влияет на экономику края, обеспечивает беспрепятственные перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, работу морских портов, доступность курортных районов, связь муниципалитетов между собой и с краевым центром.
Дорожная деятельность на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Краснодарском крае выполняется в рамках государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». Ежегодно выделяемый в рамках программы объем средств составляет порядка 50 млрд рублей. За счет них выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального значения. Часть из выделенных средств ежегодно предоставляется в виде субсидий местным бюджетам на выполнение ремонтных работ на автомобильных дорогах местного значения, проходящих по улицам населенных пунктов Краснодарского края.
Так, объем таких субсидий в 2024 году составил более 9 млрд рублей. Для развития краевой сети дорог дорожниками Кубани сегодня реализуется более 50 объектов строительства и реконструкции дорог и сооружений на них. В том числе такие крупные проекты как реконструкция участков автомобильных дорог г. Краснодар – г. Кропоткин – граница Ставропольского края в городе Краснодар (в районе хутора Ленина) и г. Краснодар – г. Ейск в Динском районе, строительство обходов города Тимашевска и станицы Ленинградской. Строительство новых дорог и сооружений позволяет пользователям дорог выбирать удобные маршруты для достижения своей цели.
Реконструкция существующих дорог позволяет улучшить условия движения, повысить безопасность и комфортность для всех участников движения путём приведения участков дорог к новому уровню развития дорожной сети края. В 2024 году планируется осуществить ввод в эксплуатацию после реконструкции и строительства 7 объектов протяженностью 9,4 км, в том числе 5 искусственных сооружений на них протяженностью 1,2 км. Кроме того планируется выполнить капитальный ремонт и ремонт 253,0 км дорог. Одним из наиболее интересных проектов из реализованных Кубанскими дорожниками за последние годы как в инженерном, так и в эстетическом плане стал введенный в эксплуатацию в начале 2024 года новый 480-метровый мост через реку Кубань в створе улицы Захарова в городе Краснодаре.
Примененные в результате использования прогрессивных инженерных решений архитектурные формы нового моста выгодно преображают облик краевой столицы.
В целом все уже завершенные строительством и реконструкцией объекты помимо улучшения технических характеристик и удобства для использования улучшают эстетический облик Кубани как для гостей, так и для местных жителей.