В ходе интервью журналу «Безопасные и качественные дороги» Министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик рассказал о текущем состоянии автодорог Подмосковья, о перспективах развития и ключевых задачах, стоящих сегодня перед министерством.
– Алексей Дмитриевич, какова протяженность сети дорог общего пользования в Московской области? Какой они категории и в каком состоянии находятся?
– Протяженность федеральных, региональных и муниципальных дорог в Московской области составляет порядка 45 тысяч километров, из них на региональную сеть приходится около 15 тысяч километров – это дороги разных категорий. Более 74% дорог регионального и межмуниципального значения в настоящее время находятся в нормативном состоянии.
– Что особенно важно для Вас при развитии автомобильных дорог?
– Важно обеспечить комфорт и безопасность участников дорожного движения, постоянно улучшать инфраструктуру, сделать города и малые населённые пункты удобными для жителей – для этого мы планируем не сбавлять темпы реализации наших проектов по строительству, реконструкции и ремонту дорог, организации дорожного движения и повышения безопасности на дорогах.
– Какие изменения ожидаются в дорожной инфраструктуре региона в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»?
– Главная задача нацпроекта – улучшить качество жизни населения. Нацпроект ставит перед субъектами ряд задач, среди которых: увеличение доли дорог региональной опорной сети в нормативном состоянии до 60% к 2024 году, до 85% к 2030 году; доведение показателя протяженности дорог городских агломераций в нормативе до 85% к 2024 году; снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тыс. населения до 8,4 к 2024 году, до 4 человек к 2030 году.
– Какие меры принимает государство для развития дорожной инфраструктуры Подмосковья?
– Государство оказывает финансовую поддержку регулярно, направляя средства на ремонт и строительство дорожных объектов Подмосковья. Например, в этом году на ремонт региональных дорог по нацпроекту из федерального бюджета предусмотрено 1,1 млрд рублей.
– Алексей Дмитриевич, каковы результаты работы дорожной отрасли в прошлом году? Какие значимые дорожные объекты были сданы в эксплуатацию?
– Ежегодно мы поддерживаем высокий темп строительства дорожных объектов, важных для развития транспортного сообщения региона. При этом, по поручению губернатора Андрея Юрьевича Воробьёва, большинство из объектов стараются открывать раньше контрактных сроков. В 2023 году в Подмосковье отремонтировали большее 700 км региональных дорог и завершили строительство и реконструкцию 25 объектов протяжённостью порядка 100 км, в том числе в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С открытием новых дорог транспортная доступность улучшилась для 3 млн жителей региона. Среди ключевых объектов на федеральной сети – открытие 55 км трассы М-12 «Восток» на территории Подмосковья, развязки на 59-км трассы М-1 «Беларусь» у Парка Патриот, среди ключевых объектов на региональной сети – новые дороги от Осташковского шоссе до д. Ульянково в Мытищах, подъезд к технолицею имени В.И. Долгих в Истре, транспортная развязка на Дмитровском шоссе в Лобне и реконструкция Октябрьского проспекта в Люберцах, а на муниципальной – ул. Чистяковой в Одинцове.
– Какой объем строительства, реконструкции и ремонта дорог в рамках нацпроекта БКД планируется выполнить в 2024 году? Как Вы оцениваете ход выполнения работ?
– В этом году на территории Московской области в рамках нацпроекта будет отремонтировано более 660 км региональных дорог, в том числе подъездных и ведущих к социально-значимым объектам. Построено и открыто движение на более 20 новых дорожных объектах. В части повышения безопасности дорожного движения будет продолжается комплекс работ, в том числе: строительство более 60 км новых тротуаров и порядка 35 км новых линий наружного освещения, а также установка новых дорожных знаков, барьерных ограждений на поворотах, устройство искусственных дорожных неровностей, оборудование пешеходных переходов подсветкой разного уровня, передислокация камер фотовидеофиксации и оптимизация дорожного движения в населённых пунктах. Все работы идут в графике, контроль качества проведенных работ оценивается с помощью системы контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры (СКПДИ), а качество дорожного покрытия проверяет ГУ П МО «Лабрадор».
– Президент РФ поручил разработать всероссийскую комплексную программу реконструкции и ремонта мостов, находящихся в аварийном состоянии. Какие планы на этот счет?
– Мы регулярно обследуем искусственные сооружения Подмосковья, расположенные на региональных дорогах, и проводим как планово-предупредительные, так и капитальные работы. В этом году мы капитально ремонтируем 12 путепроводов и мостов. Также в этом году на 150 мостах, путепроводах, тоннелях, водоотводах провели ремонтные работы в рамках содержания. Планово-предупредительные работы проводятся специалистами Мосавтодора ежегодно для повышения комфорта и безопасности на искусственных сооружениях для предотвращения деформаций и дальнейшего разрушения.
– Какие новые технологии или материалы используются в дорожном строительстве?
– Сейчас наиболее актуальны технологии, помогающие минимизировать последствия резких температурных перепадов, увеличивать прочность покрытия под динамическими нагрузками, ведь большая часть грузов до сих пор перевозится автомобилями. Это всевозможные модификации асфальтобетонных смесей, износостойкие конструкции покрытия, гидроизоляция, чтобы дорожная одежда служила как можно дольше. В зависимости от условий эксплуатации применяются разные методы и технологии: тонкие слои износа, слои износа из асфальтобетона, шероховатая поверхностная обработка, нанесение специальных пропиток, восстанавливающих свойства битумного вяжущего. Приведу пример ремонта дорог: дорожники обновляют покрытие, применяя современные материалы – асфальтобетонные смеси ЩМА-16 и А16-Вн, которые позволяют добиться большей плотности материала за счёт наличия в ней щебня различных фракций и параметров, что обеспечивает высокий уровень износоустойчивости и более длительный срок службы. Также для повышения качества и износоустойчивости технологических стыков и швов применят полимерно-битумную ленту.
– Что делается в направлении цифровизации дорожно-строительной отрасли?
– С 2017 года для всех видов дорожных работ – содержание, ремонт, строительство, в обязательном порядке все дорожные организации в Московской области, работают в автоматизированной системе контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры (СКПДИ). Здесь вносятся задания с геометками на каждый объект и вид работ, а также обязательны фото и видеоотчёты об исполнении. С помощью СКПДИ удобнее контролировать ход работ и устранение замечаний на каждом объекте. Также отмечу, что мы используем для анализа и прогнозирования аварийно-опасных участков дорог в Подмосковье специальное программное обеспечение – «Аналитический модуль БДД». ПО позволяет проводить учёт и анализ ДТП на основе полученных данных из различных источников, вырабатывать эффективные мероприятия для повышения безопасности дорожного движения и определять оптимальные места размещения технических средств контроля соблюдения ПДД в качестве оперативного реагирование на возникновение очагов аварийности.
– Какие проекты предстоит реализовать до 2030 года? Каковы планы на ближайшее будущее?
– Приоритетом мы видим необходимость ремонтировать и приводить в нормативное состояние действующую дорожную сеть. В рамках улучшения безопасности дорожного движения будем продолжать работу по предоставлению приоритета общественному транспорту и кроме организации новых выделенок, будем улучшать движение как для общественного, так и для личного транспорта за счёт корректировки уже существующих схем, а также продолжать работать на опережение и проводить необходимые мероприятия в целях предотвращения наездов на пешеходов, встречных столкновений и опрокидываний транспортных средств, а также активно вести информационно-пропагандистскую деятельность среди участников дорожного движения всех возрастов.
– Алексей Дмитриевич, в 2024 году дорожная отрасль отмечает 20-летие Росавтодора и 5-летие Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Что бы Вы пожелали руководству дорожной отрасли в связи с такими знаменательными датами?
– Дорожно-транспортная отрасль – одна из важнейших сфер для экономики, эффективность её работы напрямую влияет на социально-экономическое развитие, безопасность и качество жизни граждан. Многое уже сделано, но главные победы впереди. Поэтому важно не сбавлять темпы и объёмы строительства, реконструкции автомобильных дорог, продолжать повышать безопасность. Хочу поблагодарить всех дорожников, благодаря которым преображаются местные, региональные и федеральные дороги, улучшается транспортная доступность. Вашу работу видит каждый житель страны.