![]()
На фоне амбициозных задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» Российский Союз строителей (РСС) – крупнейший отраслевой альянс, создает Комитет по дорожному строительству. Эта структура призвана консолидировать усилия ведущих проектных институтов и подрядчиков, входящих в состав Союза, и стать единой платформой для диалога с государством. О целях нового комитета, механизмах взаимодействия с властью и бизнесом и других задачах РСС в эксклюзивном интервью журналу «БКД» рассказал Первый вице-президент Союза Владимир Дедюхин.
– Владимир Анатольевич, РСС объявил о создании Комитета по дорожному строительству. Расскажите о целях и задачах нового комитета и о том, как РСС будет взаимодействовать с организациями инфраструктурного сектора.
– Российский Союз строителей действительно планирует сформировать новый профильный комитет, который сосредоточит внимание на развитии дорожной инфраструктуры. Это логичный шаг – в составе Союза уже работают ведущие профильные организации и проектные институты, выполняющие работы в сфере транспортного строительства. Главная цель комитета – объединить усилия всех заинтересованных сторон для решения ключевых вопросов отрасли. В частности, будут обсуждаться финансовые гарантии и механизмы финансирования дорожных проектов, методы ценообразования в строительстве дорог, организация честных и прозрачных конкурсных процедур, а также внедрение новых технологий и стандартов в проектировании и строительстве трасс.
Члены комитета планируют тесно сотрудничать с Минтрансом, Росавтодором, РСПП и региональными объединениями строителей. В Союзе уже создан механизм взаимодействия: решения, принимаемые на федеральном уровне, оперативно доносятся до регионов через нашу сеть из союзов в субъектах РФ.
– Национальный проект «Инфраструктура для жизни» охватывает масштабные задачи по развитию транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Как РСС и строительное сообщество может способствовать его реализации?
– «Инфраструктура для жизни» – один из крупнейших и приоритетных проектов правительства на ближайшее десятилетие. Его цель – обеспечить население современной инфраструктурой нового качества: это касается не только дорог, но и жилья, коммунальных систем, социальных объектов. Мы в РСС понимаем, что на строительной отрасли лежит большая ответственность за выполнение этого проекта. По планам на 2025 год, на федеральные, региональные и местные дороги запланировано обновление и строительство свыше 26 тысяч километров. На развитие федеральной дорожной сети уже выделено 567 млрд рублей в 2025 году, которые позволят привести к нормативному состоянию не менее 85% трасс. К середине года было введено в эксплуатацию более 1800 км федеральных дорог, включая крупные объекты: трасса М-5 «Урал», восточный обход Новосибирска и другие. До конца года планируется ввести в эксплуатацию почти 5,4 тыс. км федеральных дорог.
С точки зрения регулирования, проект «Инфраструктура для жизни» стимулирует внесение изменений в законодательство и стандарты. Мы участвуем в обсуждении методик ценообразования, изменении нормативов и составлении технических регламентов. По сути, наша цель – содействовать промышленному развитию инфраструктуры, помогая отрасли адаптироваться к новым требованиям нацпроекта.
![]()
– Насколько важен региональный подход в работе РСС? Какие механизмы взаимодействия с субъектами Федерации используются сегодня Союзом?
– Региональная работа – одна из основных целей РСС. Мы всегда отмечали, что успех любых национальных инициатив в строительстве во многом определяется работой на местах. Для нас важно, чтобы решения федерального уровня быстро доносились до регионов и находили практическую реализацию.
На практике это выглядит так: мы ежеквартально проводим совещания с руководителями региональных строительных союзов и комитетов РСС, где разбираем актуальные задачи отрасли. Эти встречи позволяют учесть региональные особенности. В РСС функционирует более двух десятков профильных комитетов, которые взаимодействуют с регионами. Они следят за нормативными изменениями и формируют экспертные мнения.
Кроме того, РСС активно взаимодействует с партнёрами – это Минстрой России, Минпромторг России, РСПП, общественные советы при министерствах и др. Я являюсь председателем Комиссии РСПП по строительному комплексу, а также руководителем Комиссии Общественного совета Минстроя по вопросам ИЖС, что позволяет доносить предложения строителей до органов исполнительной власти.
Таким образом, Союз работает по принципу «от центра к регионам»: федеральные инициативы передаются через нашу разветвлённую сеть, и наоборот, мы собираем запросы регионов и представляем их федеральным органам власти. Это помогает обеспечить сбалансированное развитие отрасли во всех частях страны.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте работы по развитию дорожно-уличной сети Санкт-Петербурга. Какие достижения тех лет вы могли бы отметить и какие уроки того времени полезны сегодня?
– Я проработал в руководстве Санкт-Петербурга с 1996 по 2004 год: сначала как первый заместитель, а затем как председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (и.о. главы комитета). Это было очень насыщенное время – новые задачи и проекты закладывали основы современной инфраструктуры города. Замечу, что мой непосредственный руководитель тогда был Владимир Анатольевич Яковлев, который в 1996–2003 годах возглавлял Петербург. При его поддержке обновление дорожно-транспортной сети стало приоритетом.
Мы реализовали несколько крупных проектов. Одним из них была идея строительства автомобильного тоннеля от Морского порта до Морского вокзала – предложение, которое назревало, чтобы разгрузить центр города. Мы прорабатывали несколько возможных вариантов прохождения трасс и применяемых технологий, чтобы соединить Васильевский остров с портом. Кроме того, приоритетным направлением работы Комитета мы считали создание обходных магистралей вокруг Петербурга для вывода транзитного транспорта из центра. Например, в программе были путепровод у проспекта Косыгина, проходной развязки с КАД и реконструкция Октябрьской набережной. Эти меры помогли направлять грузовой поток и снизить нагрузку на исторический центр.
Также мы уделяли внимание связности районов: строились новые мосты через Малую Невку и создавались маршруты, соединяющие спальные районы с центром. Это было важно для улучшения качества жизни горожан. Мы вводили практику широкого общественного обсуждения проектов – например, при реконструкции Невского проспекта или зданий в центре – чтобы учесть архитектурные требования. Из тех лет я вынес понимание, что дорожные решения должны быть системными: нельзя ремонтировать дороги без развития прилегающей инфраструктуры.
Все эти проекты и уроки сохраняют актуальность. Принцип кольцевой и радиальной системы, который мы использовали в Петербурге, применим и в других городах и регионах. Сегодняшние дилеммы те же – и Москва, и регионы строят новые обходы и развязки, чтобы вывести транзитный поток и соединить точки притяжения. Поэтому наш прошлый опыт подтверждает: нужно строить инфраструктуру заранее и шире, закладывать общественные интересы в проекты. Это помогает избежать проблем, когда по факту строительные организации сталкиваются с нехваткой земли или ресурсов.
Владимир Анатольевич Яковлев – действительно выдающийся руководитель, он придавал огромное значение реконструкции дорог, расширению магистралей и мостов, и я отвечал за практическую реализацию этих задач. Например, когда было принято решение по строительству Западного скоростного диаметра и новых развязок на юге города, мы подробно обсуждали проекты и сметную базу. Благодаря такой поддержке и свободе действий мы смогли ввести в программу Санкт-Петербурга множество важных объектов.
Сегодня Владимир Анатольевич возглавляет РСС. Он глубоко понимает проблемы отрасли изнутри – и городских, и федеральных. Могу сказать, что за время его руководства РСС Союз вырос в мощную организацию, активно влияющую на развитие нормативно-технической базы в сфере строительства.
– Какие ключевые темы и направления работы вы бы выделили для РСС на ближайшую перспективу?
– У Союза сегодня достаточно насыщенная повестка. Так, в июле мы совместно с РСПП и отраслевыми объединениями подготовили предложения по совершенствованию контрактной системы. Задержки в проведении конкурсов, сложности реализации процедур – всё это требует корректировок. Консолидированные предложения уже направлены в федеральные и региональные органы власти.
В ближайшие месяцы нас ждёт насыщенный график. В сентябре – заседание Правления, выездное совещание в Ивановской области, участие в крупных форумах, в октябре пройдут мероприятия в Северной Осетии. И, конечно, отдельное место занимает подготовка к 35-летию Российского Союза строителей. И, наконец, я бы отметил обновление самой структуры Союза. Мы реструктуризировали комитеты по молодёжной политике и инжинирингу, расширяем экспертную базу. Всё это позволяет нам формировать повестку, которая отвечает вызовам времени и запросам строительного сообщества.