Главная/События/События отрасли/Эксперты обсудили развитие дорожно-строительной отрасли на Национальном форуме инфраструктурных компаний

Эксперты обсудили развитие дорожно-строительной отрасли на Национальном форуме инфраструктурных компаний

DSC_0060

25 апреля в Москве состоялся Национальный форум инфраструктурных компаний, организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК). Форум прошел при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

В нем приняли участие более 400 участников, включая представителей государственных органов, государственных заказчиков, субподрядных организаций и поставщиков строительных ресурсов. Участники обсудили меры по поддержке дорожно-строительной отрасли и ее перспективы развития в условиях новых экономических вызовов.

Основными темами обсуждения стали пятилетний правительственный план дорожного строительства на 2023-2027 годы, привлечение внебюджетного финансирования для перспективных проектов, совершенствование правового регулирования отрасли, а также импортозамещение и обеспечение дорожно-строительных компаний необходимыми ресурсами.

бервел DSC_0124 DSC_0121 DSC_0020

Ключевыми спикерами форума стали Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей; Максим Степанов, директор Департамента строительства Правительства Российской Федерации; Вячеслав Петушенко, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; Сергей Музыченко, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Сергей Лахаев, заместитель начальника Главной государственной экспертизы России по ценообразованию; Мария Ярмальчук, генеральный директор НАИК; Алексей Андреев, генеральный директор ДСК АВТОБАН; Владимир Иванов, генеральный директор «Донаэродорстрой»; Николай Руссу, генеральный директор «Мостострой-11»; Рубен Аганбегян, первый заместитель генерального директора строительной группы компаний «Национальный проект»; Дмитрий Пингасов, председатель Совета директоров «Новосибирскавтодора»; Владимир Монастырев, генеральный директор «Трансстроймеханизации» и другие.

На площадке форума состоялась выставка специализированной техники и материалов, на которой участники и гости мероприятия могли ознакомиться с отечественными разработками и проверенными временем образцами оборудования и комплектующих.

Форум открылся стратегической сессией на тему «Совершенствование правового регулирования в отрасли транспортного строительства. Перезагрузка», где участники обсудили ход выполнения отраслевой дорожной карты, вопросы обучения персонала и повышения производительности, создание механизма гибкого реагирования на изменения цен на строительные ресурсы по государственным контрактам и оптимизацию «клиентского пути» для подготовки «калькулятора процедур» в строительной отрасли.

DSC_0063

Директор Департамента строительства Правительства Российской Федерации Максим Степанов в своем выступлении подчеркнул, что разработанная дорожная карта сыграла очень существенную роль в развитии отрасли. Работа в этом направлении началась в 2021-м году, в условиях последствий COVID и нестабильной ситуацией на рынке строительных ресурсов. Большой рост цен на ценообразующие строительные ресурсы только усугубил ситуацию. Затем началось санкционное давление, геополитические условия изменились, и все отрасли столкнулись с периодом турбулентности и нестабильности.

Однако, отметил спикер, дорожная отрасль стала одной из тех, кто показывает стабильный рост в течение последних лет. Рост объемов строительных работ за последние три года составил порядка 15%. Одной из проблем, предшествующих разработке дорожной карты, стало то, что уже выделенных средств было недостаточно для строительства необходимого объема, включая инфраструктуру.

В прошлом году было выделено дополнительное финансирование в размере 240 млрд рублей из бюджета из-за увеличения стоимости проектов, а в этом году планируется выделить еще 100 млрд рублей. Законодатели в настоящее время работают над ускорением поступления средств к контрактным организациям.

Главгосэкспертиза изменила подход к рассмотрению проектов строительства дорожной инфраструктуры и линейных объектов, скорректировав подходы к ценообразованию. За первый квартал 2023 года уже 79 регионов перешли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости, а до конца года остальные регионы присоединятся. Это позволит участникам рынка приблизить цены материалов в смете к реальным ценам.

Кроме того, предлагается ввести индексы-дефляторы, чтобы показать, когда цены на рынке значительно вырастут, и время пересматривать стоимость проектов в сторону увеличения. Авторы законопроекта предлагают запускать этот процесс ежеквартально в будущем. В настоящее время инициатива обсуждается в правительстве и может быть внедрена с начала следующего года. Следующим вопросом на повестке дня становится повышение производительности труда через раскрытие кадрового потенциала. По мнению участников обсуждения, это будет сложно достичь без грамотной подготовки новых специалистов.

DSC_0065

Сергей Музыченко, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принял участие в Стратегической сессии Национального форума инфраструктурных компаний, где рассказал о работе министерства по созданию механизма гибкого реагирования на изменения цен на строительные ресурсы. Этот вопрос решается во исполнение поручений Президента. Музыченко также объявил, что предприятия будут переходить на метод индексов, основанный на ресурсах, для определения сметной стоимости строительства.

«Переход на ресурсно-ориентированный индексный метод повысит точность определения сметной стоимости за счет устранения неточностей в расчетах, связанных с использованием агрегированных индексов и разной структуры затрат для различных типов объектов капитального строительства, а также снизит количество сбоев в тендерных процедурах», - отметил заместитель министра.

Согласно Постановлению Правительства № 1452, переход субъектов Российской Федерации на ресурсно-ориентированный индексный метод будет осуществляться постепенно с 1 по 3 квартал 2023 года. Условием, определяющим переход на RIM, является одновременное размещение субъектом Российской Федерации в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и расчетных цен на строительные ресурсы на текущий квартал.

Уже семь субъектов Российской Федерации уже перешли на ресурсно-индексный метод. Во втором квартале 2023 года планируется, что переход осуществят еще как минимум 13 субъектов Российской Федерации.

Владимир Монастырев, генеральный директор ООО «Трансстроймеханизация», сообщил, что компания активно участвует в процессе преобразования образовательных программ, связанных с обучением дорожной инфраструктуре в ведущих университетах. Комитет, ответственный за этот процесс, тщательно анализирует, какие предметы изучаются студентами и сколько времени уделяется практике. «На основе этого анализа мы подготовим предложения для будущей Академии дорожного хозяйства, которые затронут подготовку преподавателей основных и дополнительных предметов, а также будут направлены на сближение теории и практики», - подчеркнул эксперт.

DSC_0075

А.В. Андреев, Генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН», заметил, что для того чтобы обеспечить кадрами отрасль, необходимо поддерживать вузы. «Мы, как подрядная организация, заключили договор о сотрудничестве с высшими учебными заведениями, и в соответствии с этим договором мы берём студентов на практику. С третьего курса они проходят практику в нашей компании. Мы обучаем студентов на производственных площадках и в то же время следим за тем, кто из них выделяется, и кого мы могли бы привлечь в нашу компанию. Показываем, что строительство автомобильных дорог – дело достойное», – рассказал Алексей Андреев.

Эксперты на сессии по теме «Внебюджетное финансирование транспортного строительства в условиях экономических ограничений» обсудили важность использования внебюджетных инвестиций и субсидирования процентных ставок, необходимость создания списка приоритетных дорожных проектов, реализуемых за счет внебюджетных источников, и установления прозрачного порядка взаимодействия инвесторов и государства на всех этапах проекта до получения федеральной поддержки. Участники круглого стола согласились, что четкий список проектов, гарантированно получающих федеральную поддержку, избавит от лишней работы и сделает экономику проектов более понятной. Они также призвали ввести государственное субсидирование процентных ставок, как это уже сделано в сельском хозяйстве и промышленном строительстве.

Константин Песоцкий из ПАО «Сбербанк» предложил использовать софинансирование, чтобы сделать ставку фиксированной для заемщиков на уровне 4% на весь срок действия кредита. Заместитель генерального директора АО ДСК «Автобан» Денис Анисимов отметил, что суммы в 1 трлн рублей хватит на реализацию целого ряда проектов, и компания готова работать как по 44-ФЗ, так и в рамках концессии. Он добавил, что использование дополнительных финансовых инструментов позволит начать строительство сейчас, а не через несколько лет, когда проекты станут значительно дороже.

 

DSC_0067

Участники встречи, посвященной основным потребностям дорожно-строительного комплекса в инновациях, выразили мнение о необходимости создания стимулирующего механизма, который бы способствовал внедрению инноваций в инфраструктурные компании. Кроме того, они также поделились информацией о развитии ускоренных испытаний дорожных материалов, которые считаются важной составляющей развития дорожной науки.

В рамках сессии «Обеспечение дорожно-строительной отрасли техникой, материалами и оборудованием» участники форума отметили важность льготного лизинга как эффективного инструмента финансирования, который помогает компаниям приобретать как зарубежную, так и отечественную строительно-дорожную технику. Они также пришли к выводу, что доходы от повышения утилизационного сбора должны быть целевым образом направлены на субсидирование приобретения отечественной техники дорожниками.

Пленарное заседание стало завершающим мероприятием официальной части Форума, которое модерировал Игорь Вдовин, вице-президент РСПП и председатель совета НАИК. Участники заседания выразили мнение, что главной задачей инфраструктурной отрасли на сегодняшний день являются перспективы развития широкой инфраструктуры, включая дорожную сеть. В этой связи, инфраструктурный рынок обращает внимание на пятилетний план правительства России, на который возлагаются большие надежды. Сохранение уникальных компаний, занимающихся транспортным строительством, которое является движущей силой развития экономики страны, является жизненно важным. Для того чтобы увеличить скорость введения объектов инфраструктурного строительства, необходимо привлекать внебюджетное финансирование. Участники Форума отметили, что правительство Российской Федерации проявляет внимание к проблемам дорожно-строительной отрасли и рассматривает предложения, инициируемые представителями рынка. Однако остаются вопросы, требующие дополнительного внимания и обсуждения.

Мария Ярмальчук, генеральный директор НАИК, так прокомментировали итоги прошедшего форума: «Считаю, что наше мероприятие получилось очень результативным, а повестка насыщенной. В прошлом году мы достигли значительных результатов с точки зрения поддержки подрядчиков в рамках реализации Постановления Правительства №1315. В этом году наша совместная работа со строительным комплексом Правительства и Федеральным казначейством продолжается. У нас есть предложения, которые позволят дополнительно оптимизировать строительно-инвестиционный цикл, это ускорит ввод строящихся объектов в эксплуатацию и снизит затраты подрядчиков и государства. Ускоренный ввод позволит генерировать дополнительные налоговые и иные бюджетные поступления.

Сегодня для строительной отрасли крайне важен переход на ресурсно-сметную модель ценообразования. Мы договорились продолжить работу с Главгосэкспертизой и Минстроем для того, чтобы этот переход прошел максимально безболезненно.

На первое место в отраслевой повестке выходит вопрос кадрового обеспечения и роста производительности труда. Качественно новый уровень подготовки кадров и внедрение инноваций являются основными составляющими роста производительности труда. Мы выработали ряд конкретных предложений по ускорению внедрения инноваций, а также корректировке образовательных программ ВУЗов для того, чтобы выпускники отвечали современным требованиям рынка и обладали отличными базовыми знаниями».

Ключевые инициативы, прозвучавшие на площадке форума, будут направлены в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина с просьбой дать оценку предложениям отраслевого сообщества и поддержать их реализацию.

 

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена