Транспортная инфраструктура – это не просто система дорог, железных и воздушных путей. Это основа для устойчивого экономического развития любой страны, обеспечивающая логистику товаров и перемещение граждан. В условиях современной глобальной экономики, где скорость и эффективность доставки становятся важнейшими конкурентными преимуществами, развитие транспортного комплекса приобретает стратегическое значение. В России, несмотря на сложности, связанные с международными санкциями и внешними вызовами, отрасль продолжает развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям. Итоговая коллегия Министерства транспорта Российской Федерации, прошедшая в Колонном зале Дома Союзов, стала важным событием, подчеркнувшим достижения и амбиции России в сфере транспорта.
На заседании присутствовали заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, а также представители Администрации Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной Палаты, главы регионов и руководители крупнейших предприятий транспортного комплекса.
В своём выступлении Виталий Савельев подчеркнул ключевое значение транспортного комплекса для российской экономики. Он отметил, что отрасль продолжает стабильно развиваться даже в условиях внешних вызовов, таких как экономические санкции. «Несмотря на сложности, с которыми мы столкнулись, мы продолжаем двигаться вперед. Наши амбиции не ограничиваются только текущими задачами, мы уверенно строим будущее для наших граждан и будущих поколений», — отметил вице-премьер. Савельев отметил, что сегодня транспортная отрасль России демонстрирует высокие темпы роста, что подтверждается рядом крупных проектов, таких как запуск ВСМ Москва-Санкт-Петербург, развитие Восточного полигона и другие значимые инициативы.
Он также акцентировал внимание на важности национальных проектов, которые будут способствовать развитию транспортной инфраструктуры страны. Реализация проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров, позволит увеличить объём перевозок как минимум на 50% к 2030 году по сравнению с 2021 годом. Эти инициативы станут ключевыми в продвижении России на международной арене, укрепляя её роль как транзитного хаба.
Еще одной важной темой, затронутой Савельевым, стали планы по развитию воздушного транспорта. Вице-премьер напомнил, что в последние годы значительно увеличилась авиационная подвижность. В частности, к 2023 году планируется рост на 50% по сравнению с предыдущими периодами, что будет способствовать улучшению связи между российскими регионами и иностранными партнерами. Помимо этого, были представлены амбициозные проекты по модернизации речного транспорта, запуску беспилотных грузовых автомобилей и созданию более доступных авиаперевозок для детей.
Среди самых значимых достижений 2024 года, как отметил Виталий Савельев, следует выделить старт 3-го этапа развития Восточного полигона и начало строительства ВСМ Москва-Санкт-Петербург, что является значимым шагом для развития транспортной инфраструктуры страны. Он также подчеркнул значимость внедрения скидок на воздушные перевозки для детей, а также запуск проекта «Речные магистрали», который будет способствовать развитию внутренней логистики на реках.
Марат Хуснуллин выразил благодарность всем коллективам Минтранса и транспортного комплекса за плодотворную работу. Он отметил, что за последние 6 лет транспортная отрасль России продемонстрировала стабильный рост. «Мы из года в год увеличиваем темпы строительства дорог, и этот процесс стал настоящим драйвером для всей строительной отрасли», — отметил Хуснуллин. Он также напомнил, что в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» было построено и реконструировано более 5000 километров дорог, уложено свыше миллиарда квадратных метров асфальтобетона. Это стало возможным благодаря совместным усилиям Минтранса, региональных властей и подрядчиков.
Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт выступил с развернутым докладом, в котором подробно осветил результаты работы транспортного комплекса в 2024 году и обозначил стратегические перспективы развития отрасли на период до 2030 года.
Глава Минтранса подчеркнул, что прошедший год стал поворотным для транспортного комплекса страны. «Принят ряд судьбоносных для отрасли решений. Утверждены важнейшие комплексные программы, которые во многом определили вектор развития отечественного транспорта. Подготовленные по поручению Президента новые национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни» уже заработали. Это реальная программа наших действий на ближайшие 6 лет», – заявил Министр.
Он также подчеркнул, что на основе достижений прошлых лет предстоит оптимизировать всю транспортную систему России, завершить цифровой переход, обновить парк техники, воспитать новое поколение транспортников. «Убежден, что для достижения поставленных руководством страны целей у нас есть все необходимое. Есть поддержка Президента, Правительства и ваша, Виталий Геннадьевич и Марат Шакирзянович. Есть необходимые финансовые ресурсы – государственные и частные. Есть свои, отечественные технологии. А самое главное – есть профессионалы своего дела, мотивированные, сильные духом и любящие Россию».
Подробнее - в журнале "БКД" №2 2025