В Республике Башкортостан, которая является одним из самых крупных по площади регионов европейской части России, решение вопросов развития строительства и транспорта находится на особом контроле. Центром транспортной сети республики является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений, а также автомобильные дороги федерального значения: М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 «Уфа–Оренбург». Всего автомобильных дорог в Башкортостане почти 50 тыс. км. Это второе место в России после Алтайского края с 55 тыс. км.
Сегодня дорожная сеть региона продолжает расти и развиваться. В том числе за счет федеральных объектов, например, трассы М-12, которая объединит экономические центры России с Китаем и Средней Азией, и за счет собственных крупных инфраструктурных проектов, например, объекта «Восточный выезд из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал».
Неслучайно именно столица Башкортостана – Уфа – стала центром проведения Первого Международного конгресса «Транспорт и строительство», прошедшего с 18 по 22 сентября при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В рамках мероприятия ведущие девелоперы, эксперты, производители строительных материалов, представители финансового сектора, компании дорожно-транспортной отрасли России и дружественных стран обсудили вопросы создания оптимальных условий для инвестиционной привлекательности, межрегиональных и межотраслевых связей. Страной-партнером Международного конгресса стала Республика Беларусь. Официальную делегацию возглавил Премьер-министр Республики Роман Головченко. Официальное открытие Международного конгресса «Транспорт и строительство» состоялось 20 сентября.
Старт Конгрессу дал первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Рустам Муратов. «Сегодня Уфа открывает двери нашим гостям, экспертам в области транспорта и строительства. В первый день участниками деловой программы стали порядка 1500 человек. Мероприятие обещает быть важным, насыщенным и, конечно же, закрепит те результаты, которые сегодня есть в стране, и поставит стратегические задачи, которых мы будем придерживаться. В программе Конгресса участвуют не только признанные эксперты, руководители ведомств регионов России, международные гости, но и большой молодежный блок. Это и компетенции, и соревнования, фестивальная и гастрономическая части. Это праздник профессионализма, где мы можем поблагодарить тех, кто находится на передовой этих профессий, кто тянет республику, регионы и Россию вперед, становится локомотивом развития всей нашей экономики», – сказал Рустам Муратов.
Поприветствовал участников и гостей Конгресса и министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Александр Булушев. «Наша республика находится на перекрестке дорог, в полном смысле этого слова. Мы являемся символом Евразии и самым подходящим местом для ежегодного проведения Международного конгресса «Транспорт и строительство». Мы с удовольствием будем ждать и приглашать вас каждый год», – сказал он.
Конкурс мастерства
После торжественной церемонии открытия конгресса «Транспорт и строительство» объявили имена победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель грузовика», который проходил с 18 сентября на парковке Универсальной спортивной арены «Уфа-Арена». Соревнования включали практическое вождение и сдачу теории. Общий призовой фонд конкурса – 1 млн рублей.
В течение трех дней более 50 участников из 30 городов и муниципальных образований России удивляли участников и гостей Конгресса возможностями техники нового поколения и своим мастерством.
Победителями в категории до 10 тонн стали мастера вождения из Липецка, Череповца и Нижнего Новгорода, в категории свыше 10 тонн – из Екатеринбурга, Сургута и Новосибирска В рамках масштабной выставки «Движение вперед» посетители смогли познакомиться с лучшими образцами спецтехники российских и белорусских производителей, в том числе квадроциклами, квадрокоптерами и вертолетами.
На площади 17 500 кв. м свои экспозиции представили ведущие компании строительной и дорожной отраслей. Здесь же выставлены более 70 единиц спецтехники от 21 ведущей компании России. На выставке ретроавтомобилей посетители форума совершить «путешествие» в историю лучших образцов развития автопрома. На выставке было представлено 80 экспонатов автомототехники разных годов и стран выпуска.
Деловая программа: Теория и практика
Масштабная деловая программа Конгресса включила в себя все самые важные вопросы в сфере строительства и транспорта: «Импортозамещение в строительной отрасли. Антикризисные меры и программы поддержки», «Цифровизация строительной отрасли Республики Башкортостан», «ГИСОГД – мы помогаем строить», «BIM-технологии и решения для проектирования и строительства», «Экосистема рынка жилья и ипотеки Республики Башкортостан. Инструменты повышения доступности жилья», «Инфраструктурные инвестиции в транспортную отрасль как драйвер региональной экономики», «Развитие федеральных дорог (в том числе платных) на территории Республики Башкортостан», «Развитие транспортно-пассажирских перевозок», «Цифровые технологии дорожно-транспортной отрасли» и другие.
В рамках мероприятий партнеров Конгресса на территории индустриального парка «Уфимский» состоялась церемония закладки капсулы строительства завода по производству машин и оборудования для послеуборочной обработки зерна белорусской компании «Амкодор» в рамках масштабного совместного проекта Республики Башкортостан и Беларуси на общую стоимость более 2 млрд рублей с созданием 250 рабочих мест.
В рамках форума был открыт новый пешеходный мост на железнодорожной станции Янаул. Станция – северные ворота Башкортостана, она расположена в центре города и характеризуется самым напряженным пешеходным трафиком. Надземным переходом ежедневно пользуются около 5 тысяч человек. Мост стал примером курса на инновации – он спроектирован с учетом самых современных решений. Приняты во внимание потребности маломобильного населения. В проект вложено более 150 млн рублей. На открытии моста премьер-министр Башкирии Андрей Назаров отметил: «Это пока единственный за последнее десятилетие подобный проект Горьковской железной дороги, реализованный для создания комфортной среды в малом городе. Сегодняшнее событие – это, без преувеличения, подарок горожанам, это единственная безопасная связь двух частей города, разделенных железной дорогой. Мост пересекает ни много ни мало 11 рабочих железнодорожных путей».
21 сентября прошло торжественное открытие нового дилерского центра Минского автомобильного завода (МАЗ) в Уфимском районе с участием главы Башкортостана Радия Хабирова и премьер-министра Беларуси Романа Головченко. Представленные в центре автомобили – совместная продукция белорусских и российских машиностроителей с замещением импортных запчастей и материалов. В программе обмена опытом Роман Головченко посетил Центр управления республикой (ЦУР), ознакомился, как новая структура помогает населению Башкортостана в решении вопросов любого уровня, и выказал интерес к запуску аналогичного Центра в Беларуси.
Актуальные вопросы строительства
В рамках международного конгресса «Транспорт и строительство» прошел саммит ведущих застройщиков России и съезд Ассоциаций застройщиков субъектов России и ближнего зарубежья, а также выставка ключевых застройщиков Республики Башкортостан. Съезд Ассоциаций застройщиков России и ближнего Зарубежья – значимое мероприятие для жилищного строительства. В работе Съезда приняли участие представители общественных организаций из Крыма, Узбекистана, Краснодарского края, Поволжья, Москвы, Республики Беларусь.
В числе поднятых вопросов оказались международное сотрудничество в противостоянии внешнему санкционному давлению, цифровизация, импортозамещение, антикризисные меры и реализация программ поддержки транспортной и строительной сферы на уровне государств и отдельных регионов.
По основным показателям объема строительных работ и вводимого жилья Башкортостан стабильно входит в первую десятку российских регионов: 2-е место в ПФО и 7-е место в России. Строительный комплекс республики объединяет более десяти тысяч подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии, проектных бюро. В строительстве занято свыше 60 тысяч человек.
В прошлом году строители РБ ввели 2,9 млн кв. метров. Это исторический рекорд, включая советский период. Цель – к 2030 году ежегодно вводить до 4 млн. Кроме поддержания высоких темпов строительства, уделяется большое внимание обеспечению доступности жилья для населения, включая соответствующую социальную инфраструктуру, рассказал Андрей Назаров.
Также в Уфе обновлены местные нормативы градостроительного проектирования. До 10 дней сокращены сроки принятия в собственность республики сетей водоснабжения и водоотведения. Увеличены лимиты на технологическое присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Налажено тесное взаимодействие с Росреестром по ускорению постановки на учет строящего жилья. Введётся внедрение инновационных инструментов развития жилищного строительства.
Инициирован проект «Экосистема рынка жилья и ипотеки Республики Башкортостан». Планируется, что в следующем году заработает специализированная информационная система. Это позволит гражданам максимально реализовать их права на социальное жилье, улучшить жилищные условия. И все это через «единое цифровое окно». В результате республика станем первым регионом России, полноценно реализовавшим так называемое «ипотечное меню».
Стратегия 2030 – Строительство и транспорт – новые вызовы
Ключевым событием Международного конгресса «Транспорт и строительство» стало пленарное заседание «Стратегия 2030 – строительство и транспорт – новые вызовы», прошедшее 21 сентября. Спикерами форума выступили Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан, Роман Головченко, Премьер-министр Республики Беларусь, Ирек Файзуллин, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Вячеслав Петушенко, Председатель правления ГК «Автодор», Сергей Когогин, Главный исполнительный директор КамАЗа, Андрей Назаров, Премьерминистр Республики Башкортостан. Модератором стала Марианна Максимовская, журналистка и телеведущая.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин, подключившийся к пленарному заседанию по ВКС, сказал слова приветствия участникам мероприятия. По его словам, санкционные действия корректируют отечественные программы развития, в первую очередь, в части импортозамещения. «Реализация проектов, которые осуществляются на наших территориях, сегодня так или иначе связаны с импортным оборудованием, составляющими, с импортной техникой», – отметил Министр. При этом он уточнил, что в некоторых сферах с задачей импортозамещения удается справляться.
Радий Хабиров поприветствовал участников пленарного заседания, отметив, что в рамках мероприятия планируется не только определить дальнейшие точки развития страны, но и сотрудничества с Беларусью. «Беларусь для нас – стратегический, надёжный партнёр. Мы живём в замечательное время, огромные масштабы стройки, огромные мечты, огромные свершения. Позвольте мне от имени нашей республики и четырех миллионов башкортостанцев поприветствовать вас и поблагодарить за то, что вы приехали в нашу республику. Надеюсь, что форум станет традиционным, и мы всегда сможем обмениваться лучшими достижениями строительства и транспорта», – сказал в приветственном слове Радий Хабиров.
Роман Головченко, взявший слово, также отметил важность сотрудничества между двумя странами. Беларусь выступает в качестве страны-партнёра первого Международного конгресса «Транспорт и строительства».
«Такое масштабное мероприятие – это эффективная платформа для открытого диалога между специалистами отраслей, властью и экспертами. Сейчас бизнес-события чрезвычайно важны в условиях турбулентности мировой экономики, в условиях прерывания логистических цепочек, в условиях санционного давления на наши государства, и , конечно же, те вызовы, с которыми мы столкнулись, они требуют выработки новых нестандартных решений».
Объединение усилий, по словам Романа Александровича, это ещё один хороший пример интеграционного взаимодействия Беларуси и России: «Мы сотрудничаем в самых разных отраслях, это машиностроение, транспорт, строительство, и сейчас наступил момент, представляющий вызов для транспортников, для логистов, потому что организация поставок экспорта-импорта грузов на современном этапе претерпевает существенную трансформацию, у нас прекратилось бесперебойное сообщение со странами Евросоюза. Тем не менее, нам надо искать новые транспортно-логистические цепочки, здесь мы работаем совместно и ставим перед собой новые конкретные цели».
Премьер-министр Республики рассказал, что Беларуси потребовалось провести очень напряженную, но результативную работу совместно с Минтрансом России, РЖД, российскими портовыми операторами, чтобы выстроить новую инфраструктуру поставок своих грузов через порты РФ (порты Северо-Западного региона, порты Черного и Азовского морей, порты Каспийского моря, по сухопутному коридору в направлении Китая (ускоренные контейнерные поезда), по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Ирана, Индии. В завершение приветствия Р.А. Головченко подчеркнул, что Республика Беларусь и Российская Федерация скоординировано и целенаправленно противостоят внешнему давлению, которому подвергается наши страны.
«Именно сейчас мы создаем ту карту, по которой в ближайшее время будут идти все транспортные коридоры. Республика Беларусь и Российская Федерация очень скоординировано противостоят внешнему давлению. Мы идем по непростому пути «рука об руку». Впереди большой и сложный путь, но при таком конструктивном и органичном взаимодействии нам все вызовы и невзгоды по плечу».
Об особой роли строительной и транспортной отраслей в Башкортостане и международной транспортной роли региона рассказал премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров:
«Сегодня перед страной стоят такие вызовы, которые заставляют нас искать новые выходы и подходы, направленные на комфорт и безопасность людей. В мировом ВВП строительство занимает от 6 до 12%, в российском – почти 6%, а в республике – 7,5%. По транспорту – 9% в мире, 7,1% – в России, и в республике – 6,1%. Статистика говорит о том, что эти сферы являются одними из глобальных, требуют особого внимания и подходов, и решений. Для Башкорстана решение транспортных вопросов особенно важно, потому что мы находимся на пересечении Европы и Азии. Башкортостан обладает большой территорией – 141 тыс. кв. км. Что касается развития, есть ряд решений по федеральным трассам, в частности, Восточный выезд из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал», это один из крупнейших объектов по концессии, стоимостью 43 млрд рублей, к концу следующего года мы планируем его завершить с опережением на год. Задача по транспорту тоже большая, в свое время глава республики принял решение о том, чтобы провести изменения, сделать реформу, мы убрали все ПАЗы, старые, по Уфе добавили 1 тысячу новых автобусов, при этом мы создали транспортную карту «Алга», которая позволяет по всем видам транспорта перемещаться. По импортозамещению мы заранее понимали, что есть задачи, и ведем эту работу с с КАМАЗом. Придорожный сервис – еще одно ключевое направление, у нас чуть более 1 тысячи объектов придорожного сервиса существует, но мы запланировали в течение двух лет довести количество объектов придорожного сервиса до 2 тысяч. На это будет выделено 10 млрд рублей».
Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал, что в ноябре прошлого года распоряжением Правительства была принята транспортная стратегия, а в июне этого года на заседании с дорожной отраслью страны В.В. Путин утвердил пятилетний план развития транспортной отрасли.
«Основные направления Стратегии – это пространственное связанность страны, связанность регионов, цифровая трансформация, увеличение объемов и скорости доставки грузов, развитие внутреннего туризма. Для государственной компании «Автодор» главная задача – это создание каркаса скоростных дорог России. Госкомпания развивает сеть федеральных скоростных дорог, связывающих регионы нашей страны. В текущих геополитических условиях строительство современных скоростных автотрасс имеет стратегическое значение для всей нашей страны». Как рассказал спикер, сейчас в Башкортостане реализуется важный проект – это выстраивание дороги «Запад-Восток», начинающейся и идущей от границы Беларуси через Москву, Нижний Новгород, Казань до Екатеринбурга. В республике пройдет 140 км новой дороги. Благодаря строительству, от Москвы до Казани можно будет доезжать за 6,5 часов.
Итоги конгресса
По итогам работы конгресс посетили более 5000 человек, в деловой программе участвовали более 2700 делегатов. За 2 дня было проведено 24 секции и пленарное заседание, состоялись увлекательные соревнования по 11 строительным и транспортным компетенциям.
В конгрессе приняли участие представители Узбекистана, Казахстана, Турции и Ирана. На полях мероприятия было заключено 11 соглашений. На церемонии закрытия премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров вручил государственные награды. Орденом Дружбы народов указом Главы республики был награжден председатель правления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Почетными званиями заслуженных строителей Башкирии и грамотами были отмечены десятки представителей реального сектора транспортной и строительной индустрии региона. Получили награды призеры и победители прошедшего в рамках конгресса Молодежного конкурса профессионального мастерства в сфере строительства «СтройЮность».
Министр внешне-экономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан Маргарита Болычева подвела первые итоги форума:
«В новой экономической ситуации регионы должны брать на себя инициативу, создавать крупные международные площадки, где встречаются, общаются и договариваются бизнес-структуры и административный ресурс разных государств. Международный конгресс «Транспорт и строительство» в Уфе уже стал местом заключения крупных договоров, что подтверждает всестороннюю заинтересованность в нашей инициативе. В рамках форума было заключено 11 соглашений в сферах развития беспилотной авиации, поставки техники белорусского производства, взаимодействия в научной сфере и информационного взаимодействия. Поэтому мы благодарны коллегам из «Корпорации развития Республики Башкортостан» (управляющая компания индустриального парка «Уфимский» и ОЭЗ «Алга»), которые первыми адаптировали глобальные и российские ESG-показатели под деятельность инфраструктурных площадок. И этот пилотный опыт на конгрессе «Транспорт и строительство» продемонстрировали представителям из других регионов России, а также коллегам из Армении, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси. Потому что сейчас такие инфраструктурные площадки, как ОЭЗ и индустриальные парки, являются наиболее эффективным инструментом привлечения прямых инвестиций. А это значит, что все подобные площадки будут стремиться повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения моделей, направленных на достижение целей устойчивого развития. Подчеркну, что Башкортостан сегодня наглядно презентовал такую модель уже на практике. Причем не декларативно, а представил методологию, рассчитал показатели и продемонстрировал, как разрабатывать стратегию».
Первый международный конгресс «Транспорт и Строительство» стал уникальным деловым событием международного уровня. Гости и участники форума высоко оценили деловой потенциал площадки. Учитывая проведенную работу, Международный конгресс «Транспорт и Строительство» может стать ежегодным и одним из ключевых мероприятий в стране.