На первом Всероссийском съезде работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» состоялось пленарное заседание «Клиентоцентричная модель управления в дорожном хозяйстве». Главные темы обсуждения включали предварительные итоги дорожных работ 2023 года и разработку новых моделей управления в дорожном хозяйстве.
В пленарном заседании приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СКФО Владимир Надыкто, первый заместитель министра транспорта РФ Андрей Костюк, председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы РФ Евгений Москвичёв, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, руководитель Администрации главы и Правительства Чеченской Республики Галас Таймасханов, заместитель председателя Правительства – министр автомобильных дорог Чеченской Республики Абубакар Тумхаджиев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Проходцев, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель ТК № 418 Николай Быстров, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, а также руководители подведомственных Росавтодору учреждений, ректоры отраслевых вузов и представители бизнес-сообщества.
Игорь Левитин обратился к участникам съезда через видео-конференц-связь, поздравив их с профессиональным праздником и подчеркнув важность проведения Всероссийского съезда. Он выразил признательность дорожникам за их труд, который приводит к созданию современных и безопасных дорог, объединяющих регионы России. И.Левитин подчеркнул, что современные автомобильные дороги предоставляют полноценные услуги, включая безопасное движение, объекты придорожного сервиса, интеллектуальные транспортные системы и цифровые сервисы.
Евгений Москвичёв выразил благодарность и признание профессионализма российских дорожников, которые с самоотверженностью и ответственностью выполняют свою работу, от которой на протяжении многих лет зависит миллионы людей.
Андрей Костюк подчеркнул, что сегодня качественные дороги представляют собой сложную технологическую среду с современной и многофункциональной инфраструктурой, обеспечивая высокий уровень обслуживания.
«Только на федеральной сети находится более 14 тыс. объектов дорожного сервиса. И мы видим большой фронт работ по формированию многофункциональных зон. При этом ждем свежих идей не только от бизнеса, но и в будущем от молодых специалистов индустрии туризма, которые также участвуют в пленарном заседании. Причиной многих ДТП является снижение концентрации из-за усталости водителя, поэтому наша главная обязанность – обеспечить условия для качественного отдыха в пути», – рассказал первый заместитель министра транспорта РФ.
Он также отметил важность регуляторной политики в дорожно-транспортной отрасли, подчеркивая необходимость формирования многофункциональных зон и обеспечения безопасного отдыха в дороге для водителей. Так, за последние два года было разработано 10 законопроектов, 145 актов Правительства РФ, в том числе в отношении МФЗ, применения новых стандартов и технологий в отрасли, совершенствования отечественной дорожно-строительной техники, а также подготовки квалифицированных кадров.
Галас Таймасханов озвучил приветственную телеграмму главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова: «Мне отрадно, что съезд работников дорожного хозяйства проходит именно на чеченской земле. Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, они позволяют нам путешествовать, доставлять товары, обеспечивают связь между городами и странами. Дорожное хозяйство Чеченской Республики восстановлено практически с нуля, поэтому мы как никто знаем цену хорошим и качественным дорогам. В республике ведется строительство новых и ремонт старых дорог в соответствии с современными технологиями. Сложившаяся геополитическая обстановка ставит перед нами задачи создания новых логистических направлений, где дороги являются ключевым звеном. Наша задача – обеспечить пользователей дорог безопасными и комфортными условиями. Уверен, что работа съезда поспособствует дальнейшему совершенствованию дорожного хозяйства страны».
Сергей Тен присоединился к общим поздравлениям, выразив признательность и уважение к сотням тысяч дорожных профессионалов, которые неустанно работают на обслуживании обширной сети дорог в России, протяженность которой превышает 1,5 миллиона километров. Он подчеркнул, что представителей дорожно-транспортного комплекса характеризует особая сила духа и способность двигаться вперед, несмотря на любые трудности.
Михаил Черников обратил внимание на вопрос снижения аварийности на дорогах. Он отметил, что шесть лет назад в России происходило более 19 тысяч смертельных ДТП, принося множество человеческих потерь. Однако в последнее время было сделано значительное количество работы. Дороги стали быстрее и комфортнее, при этом безопаснее. Основным приоритетом всегда оставалось обеспечение безопасности движения, в том числе для водителей, пешеходов и велосипедистов. Уже к 2022 году смертность на дорогах сократилась до 14 тысяч человек, что означает более 5 тысяч спасенных жизней ежегодно. Несмотря на вызовы в достижении целей снижения смертности и числа ДТП, Михаил Черников выразил уверенность в наличии больших резервов для дальнейшего улучшения ситуации.
Вячеслав Петушенко подчеркнул, что сегодня дорожники не только строят и реконструируют дороги, но также создают полноценную инфраструктурную среду для пользователей. Удовлетворенность этой услугой напрямую зависит от способности отрасли принимать обратную связь от водителей и перевозчиков. Он отметил важность введения современных отдыхающих площадок, удобных автозаправочных станций с надежным мобильным и интернет-покрытием, магазинов, комнат для матерей и детей, аптек и других удобств при вводе в эксплуатацию новых объектов. В настоящее время в эксплуатации находится 58 многофункциональных зон, а до конца года их число должно вырасти до 96. Этот комплексный подход позволит обеспечивать высокие стандарты комфорта и безопасности на дорогах.
Роман Новиков представил детальный отчет о внедрении клиентоцентричной модели управления в дорожном хозяйстве. Он подчеркнул, что переход к этой концепции стал ключевым приоритетом для всей отрасли, а также краеугольным камнем для эффективного и удобного взаимодействия граждан с государством.
Спикер подчеркнул, что клиентоцентричность включает в себя ряд важных аспектов. Это повышение качества жизни и уровня доверия граждан, оперативное решение их проблем, активное информирование о новых возможностях, умное планирование и выполнение дорожных работ, особенно в периоды повышенного туристического потока. Также внимание уделяется развитию сельских дорог и созданию доступной среды для маломобильных групп населения, внедрению сети объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон вдоль автомобильных дорог, а также соблюдению трендов в области охраны окружающей среды.
Отдельно Роман Новиков остановился на реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», важной частью которого является клиентоцентричный подход. Основное внимание в планировании дорожных работ уделяется приведению в соответствие с нормативами дорог, ведущих к социально значимым объектам. Ремонт небольших участков дорог, а также городских улиц, которыми ежедневно пользуются люди для поездок на работу или в учебные учреждения, значительно повышает качество жизни населения. Например, за последние четыре года национального проекта удалось привести в нормативное состояние более 1 900 дорог, ведущих к медицинским учреждениям. В 2023 году продолжаются работы по приведению в соответствие с нормами около 600 участков региональных и муниципальных дорог, общей протяженностью около 2 500 километров. Особое внимание также уделяется участкам, ведущим к детским образовательным и досуговым учреждениям. В период с 2019 по 2022 годы более 3 200 участков, расположенных недалеко от школ и детских садов, были приведены в нормативное состояние. В 2023 году планируется оборудовать более 800 объектов с общей протяженностью более 2 500 километров. Большинство из них было введено в эксплуатацию к 1 сентября. Таким образом, Росавтодор активно участвует в решении множества задач, направленных на создание доступной и комфортной городской среды.
Игорь Костюченко продолжил обсуждение данной темы в своем выступлении. В 2023 году планируется достичь стандартов для более чем 360 дорожных объектов, которые включены в туристические маршруты в регионах, участвующих в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». Это общей протяженностью более 2,2 тысяч километров. Игорь Костюченко напомнил, что на сегодняшний день национальный проект «Безопасные качественные дороги» внедряется в 105 крупнейших городских агломерациях, охватывая 84 региона Российской Федерации. С 2025 года планируется включение в него городских агломераций с населением более 200 тысяч человек и более 20 тысяч человек на Дальнем Востоке.
Также спикер подчеркнул, что концепция концентричности представляет собой оценку и участие каждого лица в достижении конкретной цели. Главной целью дорожников является обеспечение доступной и комфортной среды для достойной жизни граждан. Этот аспект заложен в указе главы государства о реализации национальных проектов.
Сергей Гошовец поделился информацией о ключевых аспектах обеспечения экологической эффективности в дорожном хозяйстве. Он подчеркнул, что фактор окружающей среды напрямую влияет не только на качество жизни людей в настоящем, но также будет оказывать положительное воздействие на жизнь будущих поколений. В рамках плана научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Росавтодора был утвержден ряд нормативных и методических документов, которые устанавливают требования по охране окружающей среды и дают рекомендации по проведению экологических исследований с учетом возможности использования вторичных ресурсов и материалов вместо традиционных природных материалов.
Абубакар Тумхаджиев представил отчет о состоянии развития дорожного хозяйства Чеченской Республики и мерах, направленных на улучшение удовлетворенности граждан качеством и доступностью автомобильных дорог. Он подчеркнул, что общая протяженность дорог в республике составляет почти 13 тысяч километров, из которых более 9 тысяч километров - это местные дороги. Что касается региональных трасс, то из более чем 3 тысяч километров лишь 59% (1 834 километра) имеют асфальтобетонное покрытие, и именно это представляет собой точку роста для будущего. Тем не менее, на данный момент уже проделана огромная работа. Если в 2020 году только 48,5% автомобильных дорог регионального и муниципального значения соответствовали нормативам национального проекта, то в текущем году этот показатель увеличился до 76,9%.
Также в ходе заседания прошла торжественная церемония награждения отличившихся работников отрасли. За достигнутые успехи и личный вклад в развитие дорожного хозяйства Андрей Костюк вручил нагрудный знак «Почетный дорожник России», медали «За строительство транспортных объектов», «За взаимодействие» и «За безупречный труд и отличие» III степени, а также объявил Благодарность Министра транспорта Российской Федерации.
В свою очередь Роман Новиков вручил благодарственные письма полномочного представителя Президента РФ в СКФО и Федерального дорожного агентства, Михаил Черников – Почетные грамоты и Благодарности начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, а Абубакар Тумхаджиев – Почетные грамоты, Благодарности и благодарственные письма от главы и Правительства Чеченской Республики.
Источник: ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР»