Федеральное дорожное агентство ежедневно занимается проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом федеральных автомобильных трасс и искусственных сооружений на них, а также активно участвует в модернизации нормативной технической базы транспортной отрасли, принимает участие в научных исследованиях, по итогам которых разрабатываются новые, порой уникальные национальные стандарты.
В 2022 году на сети дорог, находящейся в ведении Росавтодора, планируется ввести в эксплуатацию объекты строительства и реконструкции общей протяженностью 237,8 км. Кроме того, дорожники отремонтируют почти 6,2 тыс. км трасс, из них на 1300 км проведут работы по капитальному ремонту.
К числу уже введенных в этом году социально значимых объектов можно отнести два реконструированных участка федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» в Алтайском крае. Церемония открытия состоялось 26 мая 2022 года в день столетия Чуйского тракта. Первым ввели отрезок со 173-го по 183-й км, расположенный на границе Тальменского и Первомайского районов.
Проект предусматривал расширение участка до четырех полос движения с разворотными петлями и переходно-скоростными полосами, а также строительство двухуровневой транспортной развязки возле станции Озёрки с подземным пешеходным переходом. Это позволило обеспечить безопасный доступ к федеральной трассе жителям близлежащих населенных пунктов.
Второй участок дороги – с 216-го по 223-й км – находится в Первомайском районе на маршруте Барнана 5-м км трассы Р-208. Искусственное сооружение также расширено до четырех полос, установлены осевое барьерное ограждение и линии электроосвещения. Введенный участок обеспечит пропуск 20 тыс. автомобилей в сутки, что выше существующей интенсивности автомобильного трафика. В этом году был досрочно введен в эксплуатацию участок км 79 – км 121 трассы М-5 «Урал» в Челябинской области, который улучшил транспортное сообщение между крупнейшими городами Урала – Челябинском и Екатеринбургом.
В рамках капитального ремонта федеральные дорожники расширили отрезок до четырех полос движения, установили осевое барьерное ограждение, а также досрочно выполнили капитальный ремонт моста через реку Синару с установкой очистных сооружений.
Из-за ветхого состояния левая часть искусственного сооружения не эксплуатировалась, что затрудняло движение автомобилей, а двухполосный 40-километровый участок дороги не справлялся с возросшими нагрузками. В результате проведенных работ к 2024 году интенсивность движения на отрезке увеличится до 20 тысяч автомобилей в сутки. Кроме того, продолжаются строительные работы на втором и третьем этапе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов.
Проект обхода включает в себя строительство четырехполосной автодороги IБ категории, 10 мостов, шести транспортных развязок, 11 путепроводов и трех пересечений в разных уровнях.
Для обеспечения безопасности движения на транспортных развязках установят электроосвещение, для исключения выездов на встречную полосу движения транспортные потоки разделят металлическим двухсторонним барьерным ограждением. Общая протяжённость обхода составит 81 км. Строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов ведется в рамках скоростного маршрута Казань – Екатеринбург, который станет продолжением трассы М-12. Общая протяженность маршрута от Москвы до Екатеринбурга составит около 1600 км. Проект реализуется по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Также активно ведется строительство Восточного обхода Новосибирска, там специалисты уже открыли рабочее движение по первому участку дороги. Продолжаются работы по реконструкции обхода Саратова, где в этом году на первых двух этапах открыли рабочее движение. В августе состоялось торжественное открытие движения по мосту через реку Шексну в Череповце Вологодской области (Архангельский мост).
Президент Российской Федерации подчеркнул, что искусственное сооружение послужит развитию всей Череповецкой агломерации, ее новых районов, станет важнейшим звеном в системе транспортного сообщения Северо-Запада страны с другими регионами России. Это один из самых протяженных вантовых мостов в стране – длина вантовой части составляет 220 м, самого моста – 1132 м. Сооружение было введено на три года раньше запланированного срока.
На сегодняшний день это одно из самых современных инженерно-технических сооружений в России, возведенных с учетом всех требований безопасности. Всего в эксплуатацию в 2022 году (в рамках строительства и реконструкции) планируют ввести 117 искусственных сооружений общей протяженностью 10,4 тыс. пог. м. Из них на федеральных трассах – 56, на региональных и местных автомобильных дорогах – 61.
Также необходимо отметить, что Федеральным дорожным агентством организована и реализуется системная работа по нормированию всех этапов жизненного цикла мостовых сооружений: проектированию, технологии строительства и материалам, строительному контролю, эксплуатации и диагностике. Разработка и модернизация национальных стандартов призваны помочь в решении проблем на разных этапах жизненного цикла искусственных сооружений и позволяют вводить в эксплуатацию технически сложные объекты.
Одним из уникальных нормативных документов, появившихся в 2022 году, является ГОСТ Р 59625. Впервые в мире разработан и введен в действие уникальный нормативный документ, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов. Данный стандарт закрепил положения, когда необходимо проведение численных расчетов или натурных испытаний в аэродинамических трубах, а также установил объемы проведения подобных испытаний, требования и условия расчетов, дал рекомендации по установке обтекателей и гасителей колебаний на объектах.
Что касается национального проекта «Безопасные качественные дороги», то в этом году в нормативное состояние специалисты приводят свыше 16 тыс. км трасс и улично-дорожной сети городских агломераций. Из них порядка 3,2 тыс. км ведут к школам и детским садам, около 3,4 тыс. км – к медицинским учреждениям, около 2 тыс. км – к туристическим достопримечательностям и 700 км находятся вблизи спортивных объектов.
На сегодняшний день общая площадь укладки асфальтобетона и других типов дорожного покрытия составляет уже более 75 млн кв. м – это почти 60% от запланированного объема на 2022 год. Все мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту объектов нацпроекта идут в соответствии с заключенными ранее контрактами. Большинство из них завершаются досрочно.
При этом, все работы на объектах включают в себя мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, по нацпроекту запланирована установка более 174 тыс. новых дорожных знаков, около 967 тыс. пог. М барьерного и 256 тыс. пог. м пешеходного ограждения, более 2,1 тыс. светофоров и свыше 429,4 тыс. пог. м стационарного освещения. На проезжую часть нанесут около 20,3 млн пог. м разметки, а вдоль дорог появятся более 1,2 млн пог. м тротуаров. Также необходимо отметить, что во время строительно-монтажных работ применяются современные технологии и усовершенствованные качественные материалы.
Большой фронт работ у специалистов дорожного хозяйства предусмотрен пятилетним планом дорожной деятельности. До конца 2027 года дорожники планируют привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог страны, из которых 63 тысячи км – федеральные трассы, 75 тысяч км – региональные. А также ввести в эксплуатацию 775 искусственных сооружений общей протяженностью более 86 тыс. пог. м. Большая часть – 721 объект – приходится на федеральную дорожную сеть. В числе наиболее важных сооружений необходимо упомянуть мост через реку Свиягу на трассе М-7 «Волга», мост через реку Каму в рамках строительства обхода городов Нижнекамска и Набережных Челнов, мост через реку Сим на трассе М-5 «Урал» и мост через Волго-Донской судоходный канал.
Важным направлением реализации пятилетнего плана является строительство обходов городов и населенных пунктов. Всего в программу включено 46 объектов, среди них – обход Твери, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Саратова, Канска, Пскова, Калининграда.
Материал подготовлен пресс-службой Росавтодора