Современные транспортные магистрали протяженностью в сотни и тысячи километров стали неотъемлемой частью городской и межгородской инфраструктуры, обеспечивая связь между населенными пунктами и регионами. В этом шуме научно-технического прогресса порой начинаем замечать, насколько природа уязвима и нуждается в защите. Огромные магистрали, проходящие через природные ареалы, становятся препятствиями для животных. Выходя на дороги, животные не только подвергают себя опасности, но и создают угрозу для людей, оказывающихся за рулем. Так как можно найти баланс между развитием инфраструктуры и сохранением природы? Ни одна из крайностей, будь то полный отказ от строительства или «курсы» для животных, не подходит.
В такой ситуации важна разработка инфраструктурных решений, которые бы позволяли минимизировать столкновения на дорогах и сохранить хрупкую природную среду. ООО «Сотерра Инжиниринг» предлагает ряд решений в этой сфере, среди которых особое место занимают экодуки, позволяющие безопасно интегрировать пути миграции животных и транспортные магистрали.
Экодуки и биопереходы – это инфраструктурные объекты, созданные для безопасного пересечения дорог дикими животными. Экодук, по сути, является мостом, который перекрывает дорогу, позволяя животным пересекать ее по специально созданной «зелёной» зоне над транспортным потоком. Биопереходы и экодуки – ключевые элементы экологической инфраструктуры, применяемые в местах, где магистрали пересекают природные территории, тем самым снижая риск дорожно-транспортных происшествий с участием животных.
Экодуки проектируются с учетом потребностей конкретного региона и видов животных, проживающих в его окрестностях. Экодуки могут принимать различные формы, от тоннелей и гофрированных труб до мостов, адаптированных для передвижения животных. Однако архитектурные и экологические аспекты играют важную роль: для диких зверей вход в темный и пугающий тоннель, наполненный неизвестными звуками, может быть слишком стрессовым. Более естественным и безопасным вариантом оказывается открытое пространство, где транспортный поток размещен под «настилом» моста, а животные пересекают дорогу сверху. В экодуках обычно используются многослойные покрытия, грунты и посадки, что позволяет сделать переход для животных максимально безопасным и естественным.
Эти сооружения крайне сложны и дорогостоящи, так как нужно предусмотреть и сохранение на них ландшафта дикой природы, и изолировать от шума проезжающих автомобилей.
Примером эффективного экодука является сооружение, спроектированное специалистами компании «Стройпроект» на трассе Москва – Казань. Широкий 46-метровый переход (при этом длина открылков с одной стороны составила 71 м на нижнем ярусе, 53 м на среднем ярусе и 40 м на верхнем ярусе) длиной 32 метра плавно и естественно интегрирован в окружающий ландшафт. Подходы к мосту спроектированы так, чтобы животные не теряли ориентации и могли инстинктивно следовать в нужном направлении. Три плавно поднимающихся ступени и изогнутая воронкообразная форма перехода деликатно направляют животных к экодуку, создавая для них безопасный проход. Архитектурно переход хорошо сочетается с местной природой: он не нарушает естественного ландшафта равнин и возвышенностей, а, напротив, органично вписывается в него, помогая минимизировать стресс для животных. В архитектурной композиции инженеры «Стройпроекта» как бы намекают, что для человека это небольшой шаг, но для пугливых зверей – долгий и осторожный путь.
С точки зрения конструктивного исполнения, экодук на М12 выполнен с применением технологии армогрунта и раздельными функциями устоев, что обеспечивает прочность и долговечность конструкции. Армогрунт – проверенный метод, который обеспечивает устойчивость и долговечность конструкции за счет послойной отсыпки и уплотнения грунта, в сочетании с использованием георешеток. Это решение позволяет не только оптимизировать затраты на строительство, но и ускорить процесс. По сравнению с традиционными методами, такими как обсыпной устой, армогрунт более выгоден и эффективен: заказчики могут рассчитывать на снижение расходов при расширении мостового перехода и на высокую надёжность конструкции.
В основе конструкции армогрунта на М12 – георешетки, произведенные компанией Сотерра Инжиниринг (ранее Tensar). Из первичного полиэтилена путем экструзии получают лист определенной толщины, который после этапа перфорации растягивается в продольном направлении. Таким образом получается одноосноориентированная решетка. Эти одноосноориентированные решетки способны выдерживать значительные нагрузки, что особенно важно при создании масштабных переходов.
Важнейший этап любого производства – контроль качества. В производственной лаборатории выборочно проверяются геометрические и физико-механические показатели рулонов в каждой партии. Качество георешеток проверяется также на долговечность. Исследования долговечности проводятся путём вывешивания образцов, которые подвергаются испытаниям в двух разных климатических камерах (+10º и +20º) при постоянной статической нагрузке до 10,000 часов. После обрыва образца полученные данные анализируются и составляется отчет о ползучести материала, на основании которого можно делать выводы о дальнейших условиях использования материала. На основе этих данных специалисты выводят коэффициенты, обеспечивающие дополнительную безопасность сооружений, что позволяет экодукам справляться с нагрузками, возникающими в результате климатических воздействий. Также в производственной лаборатории определяется содержание технического углерода в материале для защиты георешетки от ультрафиолетового излучения, что позволяет хранить рулоны готовой продукции на открытых складах.
Экодуки и биопереходы, как на М12, демонстрируют, что можно строить инфраструктуру, которая не разрывает природу, а бережно вписывается в неё. В современных условиях необходимо не пытаться подчинить природу своим нуждам, а гармонично интегрировать инфраструктурные объекты в окружающую среду. Экодуки, как показано на примере проекта компании ООО «Сотерра Инжиниринг», позволяют решить сразу несколько задач: создать безопасные условия для миграции животных, минимизировать аварийность на дорогах и, в конечном итоге, сохранить экосистемы, которые находятся под воздействием человеческой деятельности.
Такие сооружения становятся необходимой частью сохранения экосистем, позволяя нам гармонично сочетать потребности общества с заботой о природе. Использование качественных и долговечных материалов, адаптация инфраструктуры к природной среде – всё это помогает нам не просто выживать, а сохранять равновесие и гармонию, позволяя природе и человеку сосуществовать в будущем.
Разработка прочных и экологически безопасных конструкций, использующих современные долговечные материалы, позволяет надеяться, что взаимодействие человека и природы станет более бережным и устойчивым.