Главная/Дорожное хозяйство/Статьи о дорожном хозяйстве/Экодуки и биопереходы: современное решение для сохранения природы

Экодуки и биопереходы: современное решение для сохранения природы

435345243424

Современные транспортные магистрали протяжен­ностью в сотни и тысячи километров стали неотъ­емлемой частью городской и межгородской инфра­структуры, обеспечивая связь между населенными пунктами и регионами. В этом шуме научно-технического прогресса порой начинаем замечать, насколько приро­да уязвима и нуждается в защите. Огромные магистрали, проходящие через природные ареалы, становятся пре­пятствиями для животных. Выходя на дороги, животные не только подвергают себя опасности, но и создают угрозу для людей, оказывающихся за рулем. Так как можно найти баланс между развитием инфраструктуры и сохранением природы? Ни одна из крайностей, будь то полный отказ от строительства или «курсы» для животных, не подходит.

В такой ситуации важна разработка инфраструктурных решений, которые бы позволяли минимизировать столкно­вения на дорогах и сохранить хрупкую природную среду. ООО «Сотерра Инжиниринг» предлагает ряд решений в этой сфере, среди которых особое место занимают экодуки, позволяющие безопасно интегрировать пути миграции животных и транспортные магистрали.

5435323424545

Экодуки и биопереходы – это инфраструктурные объекты, созданные для безопасного пересечения дорог дикими животными. Экодук, по сути, является мостом, который перекрывает дорогу, позволяя животным пересекать ее по специально созданной «зелёной» зоне над транспортным потоком. Биопереходы и экодуки – ключевые элементы экологической инфраструктуры, применяемые в местах, где магистрали пересекают природные территории, тем самым снижая риск дорожно-транспортных происшествий с участием животных.

Экодуки проектируются с учетом потребностей кон­кретного региона и видов животных, проживающих в его окрестностях. Экодуки могут принимать различные формы, от тоннелей и гофрированных труб до мостов, адаптирован­ных для передвижения животных. Однако архитектурные и экологические аспекты играют важную роль: для диких зверей вход в темный и пугающий тоннель, наполненный неизвестными звуками, может быть слишком стрессовым. Более естественным и безопасным вариантом оказывается открытое пространство, где транспортный поток разме­щен под «настилом» моста, а животные пересекают дорогу сверху. В экодуках обычно используются многослойные покрытия, грунты и посадки, что позволяет сделать переход для животных максимально безопасным и естественным.

Эти сооружения крайне сложны и дорогостоящи, так как нужно предусмотреть и сохранение на них ландшаф­та дикой природы, и изолировать от шума проезжающих автомобилей.

756756754345345

Примером эффективного экодука является сооружение, спроектированное специалистами компании «Стройпро­ект» на трассе Москва – Казань. Широкий 46-метровый переход (при этом длина открылков с одной стороны со­ставила 71 м на нижнем ярусе, 53 м на среднем ярусе и 40 м на верхнем ярусе) длиной 32 метра плавно и естественно интегрирован в окружающий ландшафт. Подходы к мосту спроектированы так, чтобы животные не теряли ориента­ции и могли инстинктивно следовать в нужном направ­лении. Три плавно поднимающихся ступени и изогнутая воронкообразная форма перехода деликатно направляют животных к экодуку, создавая для них безопасный проход. Архитектурно переход хорошо сочетается с местной при­родой: он не нарушает естественного ландшафта равнин и возвышенностей, а, напротив, органично вписывается в него, помогая минимизировать стресс для животных. В архитектурной композиции инженеры «Стройпроекта» как бы намекают, что для человека это небольшой шаг, но для пугливых зверей – долгий и осторожный путь.

С точки зрения конструктивного исполнения, экодук на М12 выполнен с применением технологии армогрун­та и раздельными функциями устоев, что обеспечивает прочность и долговечность конструкции. Армогрунт – проверенный метод, который обеспечивает устойчивость и долговечность конструкции за счет послойной отсыпки и уплотнения грунта, в сочетании с использованием георе­шеток. Это решение позволяет не только оптимизировать затраты на строительство, но и ускорить процесс. По срав­нению с традиционными методами, такими как обсыпной устой, армогрунт более выгоден и эффективен: заказчики могут рассчитывать на снижение расходов при расшире­нии мостового перехода и на высокую надёжность конструкции. 

6464564566

В основе конструкции армогрунта на М12 – георешетки, произведенные компанией Сотерра Инжиниринг (ранее Tensar). Из первичного полиэтилена путем экструзии полу­чают лист определенной толщины, который после этапа перфорации растягивается в продольном направлении. Таким образом получается одноосноориентированная ре­шетка. Эти одноосноориентированные решетки способны выдерживать значительные нагрузки, что особенно важно при создании масштабных переходов.

Важнейший этап любого производства – контроль качества. В производственной лаборатории выборочно проверяются геометрические и физико-механические показатели рулонов в каждой партии. Качество георешеток проверяется также на долговечность. Исследования долговечности проводят­ся путём вывешивания образцов, которые подвергаются испытаниям в двух разных климатических камерах (+10º и +20º) при постоянной статической нагрузке до 10,000 часов. После обрыва образца полученные данные анали­зируются и составляется отчет о ползучести материала, на основании которого можно делать выводы о дальнейших условиях использования материала. На основе этих данных специалисты выводят коэффициенты, обеспечивающие до­полнительную безопасность сооружений, что позволяет экодукам справляться с нагрузками, возникающими в ре­зультате климатических воздействий. Также в производ­ственной лаборатории определяется содержание технического углерода в материале для защиты георешетки от ультрафиолетового излучения, что позволяет хранить рулоны готовой продукции на открытых складах.

Экодуки и биопереходы, как на М12, демонстрируют, что можно строить инфраструк­туру, которая не разрывает природу, а бережно вписыва­ется в неё. В современных условиях необходимо не пытаться подчинить природу своим нуждам, а гармонич­но интегрировать инфраструктурные объекты в окружающую среду. Экоду­ки, как показано на примере проекта компании ООО «Сотерра Инжиниринг», позволяют решить сразу несколько за­дач: создать безопасные условия для миграции животных, минимизировать аварийность на дорогах и, в конечном итоге, сохранить экосистемы, которые находятся под воздействием челове­ческой деятельности.

Такие сооружения становятся необ­ходимой частью сохранения экосистем, позволяя нам гармонично сочетать потребности общества с заботой о природе. Использование качественных и долго­вечных материалов, адаптация инфраструктуры к природ­ной среде – всё это помогает нам не просто выживать, а сохранять равновесие и гармонию, позволяя природе и человеку сосуществовать в будущем.

Разработка прочных и экологически безопасных кон­струкций, использующих современные долговечные мате­риалы, позволяет надеяться, что взаимодействие человека и природы станет более бережным и устойчивым.

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена