Лет тридцать назад мало кто из российских дорожников ясно представлял себе технологию производства и использования катионных битумных эмульсий. Были известны и в небольших объёмах использовались анионные битумные эмульсии на базе фенолсодержащих эмульгаторов при их дозировках до 5% на битум. Основной проблемой было наличие, желательно отечественного, эффективного катионоактивного эмульгатора. Так случилось, что ООО «Предприятие «Дорос» в середине 90-х годов смогло заявить: «есть такой эмульгатор!».
Вответ Федеральное дорожное агентство поручило нашему Предприятию разработать технологический регламент на производство катионных битумных эмульсий (ЭБК) на базе отечественного эмульгатора «Дорос-Эм». В результате выполнения этой работы у наших специалистов появилась уверенность в реализации этой технологии на промышленной установке. Но сначала была создана лабораторная установка, на которой в результате подбора технологических параметров были получены образцы ЭБК с показателями качества, необходимыми для выполнения дорожных работ. Эта лабораторная установка была растиражирована, и около двух десятков её экземпляров было приобретено наиболее передовыми дорожно-строительными организациями России. Один такой экземпляр до сих пор служит нашему Предприятию для подбора самых разных рецептур битумных эмульсий.
Первая промышленная битумно-эмульсионная установка (БЭУ) была построена в республике Марий-Эл. Комплектацию, шеф-монтаж и успешный пуск осуществили специалисты Предприятия «Дорос». Особенностью этого строительства было то, что всё оборудование было отечественное. Естественно, что для производства ЭБК использовался эмульгатор «Дорос-ЭМ». Здесь же пригодился и опыт нашего Предприятия в области промышленного электрообогрева емкостей и трубопроводов. С годами появлялись в нашей стране новые битумно-эмульсионные установки, в основном, импортные, но многие из них использовали наш, отечественный эмульгатор для производства быстро- и среднераспадающихся битумных эмульсий классов ЭБДК Б (ЭБК-1), ЭБДК С (ЭБК-2). Через несколько лет, в 2004 году, мы построили БЭУ на своём Предприятии. Все виды эмульсий, до сих пор выпускаемые на этой установке с использованием эмульгатора «Дорос-ЭМ», отличаются высокой дисперсностью, повышенной устойчивостью при транспортировке и хранении, а также хорошей адгезией к каменным материалам, в том числе к кислым породам.
С появлением новых дорожных технологий, например, «сларри сил», «холодный рисайклинг» потребовались эмульгаторы для получения медленно распадающихся катионных битумных эмульсий марки ЭБДК М (ЭБК-3). Для этих эмульсий нами были разработаны новые эмульгаторы, например, «Дорос-ЭМ+» для производства эмульсии, используемой для «холодного рисайклинга». Качество всех наших эмульгаторов непрерывно улучшалось, при этом совершенствовалась сырьевая база и технология производства с целью их удешевления. Например, современная модификация «Дорос-Эм+» обеспечивает получение эмульсии для «холодного рисайклинга» при его дозировке 0,7% на битум. Это почти в два раза меньше, чем на первом эмульгаторе этой серии. При этом при смешении с цементом эмульсия не распадается в течение 20 минут. Новая модификация эмульгатора «Дорос-ЭМ» применяется для поверхностной обработки, подгрунтовки, ямочного ремонта при дозировке в % на битум, соответственно: 0,24; 0,27; 0,26. Кроме прекрасных эмульгирующих свойств и обеспечения хорошей адгезии битума к каменным материалам, эмульгаторы технологичны в применении: это жидкости, обладающие невысокой вязкостью, хорошо растворяются в воде, хранятся годами без изменения своих потребительских свойств.
Когда была поставлена задача разработать технологию получения напыляемой гидроизоляции на базе анионной битумной эмульсии, пришлось взамен старого импортного разработать новый анионный эмульгатор. И появился эффективный эмульгатор «Дорос-ЭмА». Для получения стабильной анионной битумной эмульсии, совместимой с тонкодисперсным латексом, достаточно 0,85% «Дорос-ЭмА» на битум. Благодаря этой разработке в линейке материалов Предприятия «Дорос» появились новые анионные битумно- латексные композиции, используемые для гидроизоляции мостов, тоннелей, метро, кровель и фундаментов промышленных и гражданских зданий. В последние годы значительно подорожали импортные амины, являющиеся необходимым компонентом для синтеза добавок аминного типа, а бывшие отечественные производства аминов давно закрылись. Соответственно, выросла цена добавки «Дорос-АП» и её аналогов. В этих условиях производители стали предлагать дорожникам адгезионные добавки «эконом класса», в том числе полученные за счёт их разбавления в дешёвых растворителях. Соответственно, увеличилась дозировка таких добавок. Появились на рынке и природные материалы, которые можно использовать в качестве адгезионных добавок, но они даже при высоких дозировках не обеспечивают хорошего покрытия каменных материалов битумом и далеко не термостабильны в горячем битуме. И тогда химики обратились к классике: к таблице Д.И. Менделеева, в которой в одной группе с азотом стоит фосфор. На базе фосфорных соединений нами была синтезирована новая адгезионная добавка «Дорос-АТ». В отличие от адгезионных добавок аминного типа, «Дорос-АТ» высоко термостабильна в горячем битуме. Результаты испытаний «Дорос-АТ» в условиях, моделирующих её введение в трубопровод на выходе из куба окислительной колонны битумной установки при температуре 270 ºС, показали, что добавка прекрасно работает. В условиях АБЗ или производства ПБВ, чем горячее битум и чем больше время пребывания в нём добавки, тем меньше может быть её дозировка и тем выше адгезия битума или ПБВ к минеральным материалам. Её дозировка может быть почти в два раза ниже, чем дозировка добавок аминного типа. Ещё одно достоинство: в отличие от аминных добавок, она не имеет неприятного запаха. Её можно смело рекомендовать, как высокоэффективную адгезионную добавку как для ПБВ, так и для дорожных битумов. Рекомендуемые параметры: температура битума +180 ºС, время пребывания присадки в битуме или в ПБВ – не менее 6 часов, дозировка добавки 0,25 = –0,3% на битум.
Ещё один относительно новый продукт марки «Дорос»: адгезионная добавка для тёплого асфальтобетона «Дорос-АП, марка Т». Она обеспечивает отличное сцепление битума с каменными материалами (до показателя – «образец 1÷2 по ГОСТ 11508») и позволяет производить асфальтобетон при пониженных температурах (на 30–50 ºС ниже, чем при производстве горячего асфальтобетона). Появляется возможность перевозить асфальтобетонную смесь на дальние расстояния и укладывать её даже при отрицательных температурах воздуха. По своим свойствам и по эффективности добавка «Дорос-АП марка Т» не уступает лучшим импортным аналогам. Дозировка от 0,3 до 0,75% на битум в зависимости от температуры, при которой укладывается асфальт (чем ниже, тем больше).
Также новым по качеству по сравнению с известными стала пропитка «Дорос-ПР» для профилактической защиты асфальтобетонного покрытия (ПАБ). Использование такого материала способствует продлению срока службы автодороги. Она представляет собой микробитумополимерную однокомпонентную композицию, которая блокирует поры и микротрещины, появляющиеся в результате недоуплотнения асфальтобетона и потери со временем пластичности битума в нём. Пропитка также предотвращает эрозию и термоокислительное старение асфальтобетона. После нанесения пропитки на поверхность асфальтобетона и полного отверждения образуется тонкое мембранное покрытие, которое препятствует проникновению внутрь асфальтобетона воды и газов, защищает от ультрафиолетового и инфракрасного солнечного излучения. «Дорос-ПР» стоек практически ко всем видам солевых растворов, кислотам, щелочи. Адгезия материала к поверхности покрытия проходит, в первую очередь, за счет химического соединения ПАБ с битумной составляющей асфальтобетона.
Вот уже скоро 31 год Предприятие «Дорос» достаточно успешно работает и с годами не стареет за счёт непрерывного превращения «старого качества в новое». Работает не только на поприще разработки и производства материалов для дорожного строительства. Авиационной, аэрокосмической и кораблестроительной отраслями промышленности широко востребованы наши эпоксидные смолы и активные разбавители для производства композиционных материалов. А в последние годы на Предприятии начались собственные разработки некоторых из таких материалов.