Главная/Дорожное хозяйство/Статьи о дорожном хозяйстве/Высокотехнологичный способ модифицирования асфальтобетонных смесей

Высокотехнологичный способ модифицирования асфальтобетонных смесей

53453456546456

Битум – один из главных материалов для дорожного строительства. Основным сырьём для его производства являются остаточные продукты нефтепереработки. С каждым годом технологии экстракции нефтепродуктов становятся все более глубокими и совершенными, а битум, который является остаточным продуктом перегонки, становится все более обеднённым и требует МОДИФИКАЦИИ. Особенно остро проблема встала в последнее время, когда мировая потребность в качественном топливе резко возросла, и из нефти «выжимают» все возможные полезные элементы.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДИФИКАЦИИ БИТУМА

Модификация битумного вяжущего позволяет ниве­лировать недостатки сырья и достигнуть установленных государством стандартов качества. Битум нефтяной до­рожный (БНД) без добавок в составе асфальта приводит к быстрому износу дорожного покрытия, образованию глубокой колеи, растрескиванию и выбоинам.

Существуют две основные технологии модификации битума. Двухстадийная технология, или «мокрый» способ модификации – приготовление полимерно-битумного вя­жущего (ПБВ) на битумном заводе либо непосредственно на асфальтобетонном заводе. Одностадийная технология, или «сухая» модификация – ввод модификатора напря­мую в асфальтосмесительную установку вместе с другими компонентами асфальта. Рассмотрим особенности каждой из технологий.

При производстве ПБВ битум модифицируют чаще всего СБС (стирол-бутиен-стирол) и другими добавками. Их вводят в разогретый битум, перемешивают, пропуска­ют через коллоидную мельницу и затем отстаивают не­сколько часов. В результате заказчики получают готовое модифицированное вяжущее высокого качества. Однако такое вяжущее требует особых условий хранения и транс­портировки, постоянного подогрева и перемешивания, а также регулярного лабораторного контроля. Затраты на специальное оборудование и транспорт, энергию, квали­фицированный персонал и оснащение лабораторий ве­дёт к удорожанию ПБВ, как и всего проекта. В некоторых случаях особенности логистики делают продукт попросту недоступным в некоторых регионах.

«Сухая» модификация происходит в процессе приго­товления асфальтобетонной смеси. Добавка в виде гранул или пеллет добавляется в АБС вместе с минеральными компонентами. Одна из таких добавок – полимерный модификатор PROpolymer производства ООО «Пласткор», Санкт-Петербург. Модификатор вводится по линии подачи АЦД, не требует допол­нительного оборудования и подготов­ки трудового персонала. Ещё одним преимуществом является длительный срок годности добавки и простота хранения, главное – укрыть мешки от дождя. В любой момент можно взять немного модификатора со склада и уло­жить небольшой участок дороги, без необходимости заказывать большую и дорогую партию ПБВ.

Исходя из этих данных можно сде­лать вывод, что сухая модификация имеет весомое экономическое и тех­нологическое преимущество. При этом модификаторы PROpolymer позволяют получить качество дорожного полотна, не уступающее асфальту на ПБВ.

543654646345 4564567657567

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МОДИФИКАТОРОВ

Полимерные модификаторы PROpolymer представляют собой сплав полиолефинов, модифицированных непредельными органическими кис­лотами, содержащий процессинговые и функциональные добавки.

Принцип действия PROpolymer можно назвать процессом «химиче­ского армирования». Он заключает­ся в создании полярной взаимосвязи между молекулами компонентов ас­фальтобетонной смеси, превращая ее в полимерный сплав – бойца, который способен сопротивляться внешним негативным факторам: интенсивное движение, высокие или слишком низ­кие температуры, многократный пере­ход через ноль, шипованная резина и так далее. Покрытие сохраняет свои первоначальные свойства как можно дольше, увеличивается износостой­кость и межремонтные интервалы дорожного полотна.

Если углубиться в тонкости про­цесса, он происходит следующим образом: нагретые минеральные ма­териалы и полимерный модификатор дозируют в АСУ и перемешивают око­ло 5-10 секунд для диспергирования сухих компонентов. Далее – вводится битум. В этот момент минеральные ма­териалы и полимерный модификатор создают точки кристаллизации в биту­ме. Следующим этапом компоненты модификатора взаимодействуют со структурообразующей фазой сопо­лимера битума, образуя «зародыши» пространственной сетки в вяжущем, после чего специально подготовлен­ный мелкодисперсный алюминий создает металлическую сшивку (ар­мирующую сетку), взаимодействуя с природными карбонатами. На ко­нечном этапе асфальтобетонная смесь наполняется волокном различной структуры (происходит химическое связывание целлюлозы), благодаря чему повышается адгезия.

Функциональные преимущества полимерных модификаторов:

 для горячих и ЩМА асфальтобетонных смесей: они увеличивают срок службы дорожного покрытия; выступают как альтернатива ПБВ и PG с улуч­шением качества полотна; эффективны как в верхних, так и в нижних слоях; сохраняют износостойкость исходного битума; снижают сырьевую себе­стоимость и производственные затраты; удобны в транспортировке и хра­нении; имеют малую дозировку; выдерживают температурный градиент от -60 до +80 °С;

 для литых асфальтобетонов следующие: показатель глубины вдавливания штампа при температуре 40 градусов на 28% лучше нормы по ГОСТ Р 54401-2020; они выступают как альтернатива СБС; имеют более доступную стоимость; позволяют нагревать смесь до +220–250 градусов по Цельсию; придают однородность структуре; придают выраженный насыщенный цвет дорож­ного покрытия; снижают шумность покрытия; повышают сцепление колес с покрытием; снижают аварийность; повышают удобоукладываемость смеси.

Продукты компании «Пласткор» прошли все необходимые согласования в сфере дорожного хозяйства (ГК «Автодор», ФДА «РОСАВТОДОР»), получили положительное заключение экспертизы ТК418, были включены в реестр Ми­нистерства промышленности и торговли, а также в реестр новых и наилучших технологий ФАУ «РОСДОРНИИ».

6456546456345

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Регулярные мониторинги на практике доказывают эффективность моди­фикаторов PROpolymer. Ниже приведены фотографии с мониторинга шоссе Андреаполь в 2024 году. Укладывали асфальт с добавкой PROpolymer MA123, 0,5% от состава АБС. С момента укладки прошло 4 года. Наглядно заметна разница со старым покрытием. Местами встречаются мелкие дефекты и следы износа, тем не менее общее состояние дороги более чем удовлетворительное. Колея на всех трёх участках укладки – минимальная.

Второй, знаковый пример – Калужская область, пункт весового контроля в г. Обнинск. На этом участке дороги отмечается экстремально высокая интенсив­ность движения. Отдельно отмечен факт перегрузки грузовых автомобилей – рядом с участком расположен песчаный карьер.

АССОРТИМЕНТ МОДИФИКАТОРОВ КОМПАНИИ «ПЛАСТКОР»:

> модификатор для горячих асфальтобетонных смесей –PROpolymer MA123

> комплексный (модифицирующий и стабилизирующий)модификатор для ЩМА смесей – PROpolymer MA-СК

> модификатор для литых асфальтобетонных смесей –PROpolymer Monolit

> модификатор для горячих и щебёночно-мастичныхасфальтобетонов с добавлением резиновой крошки,полученной в результате переработки отходов РТИ –PROpolymer ЕСО

435565467

В 2023 году ремонту подвергался стык сопряжения асфальтобетонного покрытия с полимербетоном, в кото­рый вмонтированы датчики весового контроля (правая полоса в направлении от карьера в сторону г. Обнинск, являющаяся более нагруженной). В нижний слой асфальта использовали добавку МА123, в верхнем слое – МА-СК. В покрытие, уже после укладки, были отдельно вмонтиро­ваны дополнительные датчики весового контроля.

Мониторинг участка в 2024 году показал, что визуаль­но участок выглядит хорошо, без наличия явных дефек­тов. Продольные и поперечные трещины отсутствуют. Ям, выбоин – нет.

Позже, в 2025 году пришла обратная связь от клиента – несколько соседних ПВК пришли в негодность и выведены из эксплуатации, данный же пункт единственный в при­годном к работе состоянии.

54365645456456

> Компания Пласткор предоставляет комплекс услуг по разработке и внедрению полимерных модификаторов, а также проводит консультации и предоставляет бесплатные образцы для испытаний и опытных укладок асфальта. Специалисты компании осуществляют выезды на АБЗ клиента, технологическое сопровождение при приготовлении смеси с добавкой, мониторинги качества уложенного дорожного полотна с PROpolymer. Мы решаем сложные задачи и предлагаем качественное решение.

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена