Российский производитель «Рич Кемикл» работает на отечественном рынке материалов для ремонта и содержания дорог общего пользования более пятнадцати лет. За это время компанией были созданы современное высокотехнологичное производство и собственная лаборатория для научно-технических разработок, собрана команда профессиональных химиков и технологов.
– Наши специалисты ведут активную деятельность по одному из важных направлений – разработке инновационных продуктов для их дальнейшего производства и применения в дорожном строительстве, – заявила директор ООО «Рич Кемикл» Светлана Виноградова.
С ней беседует наш корреспондент.
– Светлана Юрьевна, «Рич Кемикл» уже много лет работает на рынке дорожно-строительных материалов. Расскажите, чем сегодня живет компания? Каковы ваши ключевые направления?
– С момента основания в 2009 году компания «Рич Кемикл» уверенно развивается как центр научных разработок и инноваций в области материалов для содержания дорог таких как: гелевая органоминеральная Эмульсия «FF», ремонтная полимерно-акриловая смесь «CARBON», противогололедный реагент «Асе Axe», термопластики «Лидер» и холодные пластики «ХП» для дорожной разметки, дорожная краска «АК-511».
Мы не только производим, но и глубоко исследуем новые технологии, благодаря собственной лаборатории и мощной технологической базе. Продукция компании основана на запатентованных решениях и производится на нашем предприятии-резиденте особой экономической зоны «Дубна». Активно представляем выпускаемые материалы на российских и зарубежных выставках и конференциях.
В эпоху, когда устойчивость дорожного строительства перестаёт быть выбором, а становится необходимостью, компания «Рич Кемикл» предлагает решение, которое объединяет инженерную продуманность, экологичность и адаптивность к российским реалиям. Речь идёт о холодной органоминеральной смеси (ХОМС) на основе гелевой эмульсии FF – инновации, способной кардинально изменить подход к ремонту дорожного полотна с учетом переработки Асфальтогранулята (RAP) от 50 до 90% в составе.
– Как вы оцениваете перспективы применения переработанных материалов – в частности технологии RAP – в современном дорожном строительстве?
– На конференции в МАДИ, прошедшей 18 февраля 2025 года при активном участии председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петровича Петушенко, основное внимание было уделено переработке (Асфальтогранулята) RAP.
Все мы знаем, что в стране накоплено значительное количество асфальтогранулята (более 300 тысяч тонн) и что еще с ним делать, кроме как на отсыпку обочин и небольшого процента добавки в горячий асфальт и ресайклеры. И с каждым годом количество отфрезерованного асфальтогранулята растет. В 2025 планируется снять до 1 миллиона тонн. ГК «Автодор» масштабно продвигает Цель, что асфальтогранулят должен из Отхода превратиться в Ресурс. Мы предлагаем решать эту Миссию, в том числе, и с помощью нашей разработки – Эмульсии FF, которая позволит производить холодным способом приготовления на местах складирования асфальтогранулянта Холодную смесь с содержанием в составе до 90% вторичных материалов. На данный момент в Российской Федерации аналога данной технологии (без нагрева) и Гелевой Эмульсии нет, в отличии от мирового опыта в переработке Асфальтогранулята.
Эмульсия FF разработана для повышения автономности ремонтно-строительных работ в регионах и сокращения затрат на 30% и более при содержании дорог. ХОМС прошла успешные испытания на объектах федерального значения, включая АО «Мостотрест» и АО «ДСК Автобан». С 2023 года смесь официально включена в производственный реестр ГК «Автодор» согласно СТО 41982914-012-2023, что стало знаковым признанием её качества и технологической зрелости.
Текущий вектор развития отрасли требует переосмысления не только технологий, но и самой философии производства дорожных материалов. Использование ресурсоёмких производств уступает место цикличной экономике. Именно с этой парадигмой и создавалась смесь ХОМС, где до 90% состава – это переработанные компоненты: асфальтогранулят, доменные и металлургические шлаки, минеральные остатки промышленных цепочек.
Применение Эмульсии FF позволяет восстановить остаточный битум в крошке, трансформируя его в полноценное связующее. При производстве Холодной смеси не требуется добавление нового песка, щебня и тем самым снижается себестоимость и углеродный след. Фактически мы говорим не о лечении симптомов, а об инженерном предвосхищении проблем: то, что вчера считалось отходом, сегодня становится Ресурсом и строительным стандартом будущего.
– Какие вызовы решает ХОМС в текущей практике подрядчиков?
– Технология ХОМС – это не просто экономия. Это целая концепция: возможность работать круглогодично, в любых погодных условиях, без привязки к тяжёлому оборудованию или наличию производственной базы рядом с объектом. А главное – это сокращение затрат на обслуживание дорогостоящего оборудования АБЗ, логистических затрат и возможность локального производства в самых отдалённых регионах РФ непосредственно на площадках исполнителей/подрядных организаций.
– В чём главная особенность смеси асфальтогранулята на основе Эмульсии FF?
– Это именно функциональная структура гелевой Эмульсии FF как активного компонента. В её составе отсутствует вода, что позволяет избежать расслоения, увеличить срок хранения на несколько лет. Эмульсия FF выступает не только связующим, восстанавливающим, но и стабилизатором, обеспечивая высокую адгезию и сохранность структуры в диапазоне температур от −30 до +40 °C. Смесь из асфальтогранулята c 2% Эмульсии FF не слёживается, не требует подогрева, хорошо формуется и позволяет быстро закрывать аварийные участки дорожного полотна, а также использовать смесь в нижнем слое в соответствии с КДО.
– Как реагирует рынок, государственные заказчики и исполнители работ?
– В настоящий момент мы фиксируем устойчивый рост интереса со стороны подрядчиков, органов муниципального управления и федеральных игроков. Уже сегодня ХОМС включён в ведомственные строительные нормы и стандарты ряда регионов. Особенно высоко ценится возможность хранения материала до 12 месяцев без потери свойств.
Что можно сказать в заключение? Смеси холодного типа нередко воспринимаются как «вторичное» решение на фоне высокотемпературных стандартных укладок горячих смесей. Однако история ХОМС на основе Эмульсии FF доказывает иное: современная технология способна обеспечить не только соответствие нормативам, но и стабильную, надёжную эксплуатацию в российских условиях. Экологичность, экономичность, оперативность – сегодня это не три компромисса, а три характеристики одного продукта. Трансформация дорожной отрасли уже идёт. И такие решения, как ХОМС от «Рич Кемикл», – это не футурология, а реализуемая индустриальная реальность, будь то Крым, Мурманск или Дальний Восток.
– Чем отличается новая ремонтная смесь Carbon от ХОМС и где она применяется?
– Необходимо работать на опережение для того, чтобы не доводить до ямочного ремонта. Нужно раньше начинать ремонты дефектов в дорожном полотне, это позволяет предотвратить дальнейшее расползание трещин в асфальтобетонном покрытии, тем самым продлевая его эксплуатационный срок. Для ремонта швов, трещин и других дефектов асфальта обратите внимание на инновационный трехкомпонентный состав «Carbon» с отвердителем, сочетающий удобство применения, высокую прочность, быстрое отверждение и отличную адгезию. Наша высокотехнологичная ремонтная полимерно-акриловая смесь «Carbon» нового поколения прошла ряд успешных испытаний совместно с ГК «Автодор». В отличие от ХОМС, «Carbon» рассчитана на ультрабыстрые ремонтные работы в условиях интенсивного трафика и высоких циклов нагрузки. Особенно эффективна на участках, где требуется мгновенная укладка и эксплуатационная прочность в течение первых 20–40 минут после нанесения в зависимости от погодных условий. Применяется в городских агломерациях, на мостах, автобусных полосах и в аэропортах. Смесь совместима с бетонным и асфальтовым основанием, в том числе при небольших отрицательных температурах.
Смесь «CARBON» работает в широком диапазоне температур: от +5°C до +35°C и подходит даже для сложных погодных условий.
Принцип «CARBON» – восстановление дорожного полотна легко, быстро и надолго!
Таким образом, «CARBON» дополняет линейку продуктов «Рич Кемикл» как усиленное решение для сверхинтенсивного покрытия, где критически важны скорость, прочность и надёжность.
Гелевая органоминеральная Эмульсия FF и ремонтная полимерно-акриловая смесь «CARBON» от компании ООО «Рич Кемикл» – материалы отечественного производства, проверенные временем и дорогами.