Компания «САЗИ» – крупнейший российский производитель герметизирующих материалов на основе синтетических полимеров. Мы ведем эту деятельность в течение 30 лет, и к настоящему времени потребителями наших герметиков являются тысячи предприятий промышленности и строительства. Причина этого – чрезвычайно высокие свойства этих материалов, обеспечивающие многолетнюю надежную эксплуатацию объектов, в которых они используются.
Есть в номенклатуре выпускаемой нашей компанией продукции и материалы для цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий. Это – двухкомпонентные тиоколовые герметики холодного отверждения, применение которых для заливки швов – обычная практика строительства, содержания и ремонта таких покрытий во многих странах мира.
Эти герметики технологичны, обеспечивают высокую производительность заливки швов. Благодаря в несколько раз меньшему, в сравнении со швами на битумно-полимерных мастиках, расходу материала наши герметики имеют сравнимые с ними первоначальные затраты на погонный метр шва. А в связи с очень высоким сроком службы швов на тиоколовых герметиках – 10–15 лет – обеспечивают в несколько раз меньшие затраты на жизненный цикл шва.
В силу ряда исторических причин тиоколовые герметики в СССР, а затем в России в дорожном строительстве не использовались – как из-за дефицита базового полимера для этих герметиков (того самого тиокола), так и по причине почти полного отсутствия самих цементобетонных дорог. В связи с этим у дорожных строителей нет подтвержденной практикой примеров столь внушительных (10–15 лет) сроков бездефектной работы шва на тиоколовых герметиках, что вызывает понятную осторожность в применении этих материалов.
Но небольшой опыт многолетней эксплуатации швов на тиоколовых герметиках в нашей стране есть в строительстве и ремонте покрытий аэродромов. А поскольку жесткость агрессивных факторов (сезонные изменения размеров плит, продукты сгорания топлива, антиобледенители, солнечная радиация, перепады температур) в обоих случаях сравнима, то мы полагаем, что специалистам дорожной отрасли и дорожным строителям этот опыт будет интересен. В связи с чем далее ниже мы представляем следующий пример.
Осенью 2023 года, во время работ в аэропорту Внуково, мы выяснили, что при ремонте одного из перронов аэропорта в 2011–2014 годах подрядчик герметизировал швы тиоколовыми материалами одного из ведущих европейских производителей и сделал пробный участок герметиком Лепта Ъ – материалом производства нашей компании.
В конце 2023 года мы совместно со специалистами аэропорта провели осмотр шва, о чем был составлен акт, с которым можно познакомиться, перейдя по QR-коду №1. Как видно из акта, шов через десять лет после заливки полностью сохранил свои эксплуатационные свойства.
> QR-код №1
Мы, конечно же, захотели познакомить с таким результатом заинтересованные организации и с помощью ИАС и руководства аэропорта (за что искренне им благодарны) провели две демонстрационные встречи. На них присутствовали представители инженерных служб аэропортов, строительных организаций, руководители профессиональных сообществ, а также СМИ. В частности, в журнале «Аэропорт» было опубликовано соответствующее сообщение об этом.
> QR-код №2
Еще больший интерес у специалистов вызывает видеорепортаж «с места событий» (QR-код №3). Обратите внимание на 1) уровень эластичности герметика, 2) величину адгезии, 3) прочность при разрыве (по оценке того участника встречи, который разорвал на видео герметик, усилие в момент разрыва было около 40 кгс).
> QR-код №3
Здесь следует особо отметить, что эти характеристики герметик имеет сразу после заливки в шов, то есть они не изменились за 10 лет эксплуатации шва. Это, по опыту специалистов компании САЗИ, означает, что шов прослужит ещё 10–15 лет без ремонта.
Мы полагаем, что данное «полевое испытание» более чем убедительно показывает уровень эксплуатационной надежности тиоколовых герметиков.
В заключение данного рассказа мы хотим сказать, что специалисты САЗИ ничуть не удивлены результатами работы данного шва. Опыт нашей деятельности в других областях строительства показывает, что это – норма для тиоколовых герметиков и покрытий. То же можно сказать и про прикладные исследования нашего Научно-исследовательского центра. Одним из недавних, например, результатов, было безусловное подтверждение превосходства свойств герметика Лепта Ъ над БПМ, что описано, в частности, здесь – QR-код №4. Обратите внимание – образцы шва с БПМ сошли с испытаний «первой зимой» (на первой «ветке» понижения температуры), а швы с Лепта Ъ отработали 15 годовых циклов вообще без каких- либо изменений состояния, после чего испытания были планово оставлены.
> QR-код №4
Мы считаем, что шов на перроне Внуково и это исследование однозначно коррелируют друг с другом, то есть таким образом 10-летняя практика на перроне аэропорта подтвердила исследования наших ученых: применение тиоколовых герметиков полностью меняет аспект содержания швов во время эксплуатации. Эти швы попросту не разрушаются в течение десятилетий и практически не требуют внимания со стороны эксплуатационных и ремонтных служб.