Главная/Технологии/Статьи о технологиях/Опыт устройства конструктивных слоев при устройстве испытательных секций на территории дорожно-испытательного комплекса (полигона «Циклос»)

Опыт устройства конструктивных слоев при устройстве испытательных секций на территории дорожно-испытательного комплекса (полигона «Циклос»)

3213434234

ФАУ «РОСДОРНИИ» внедряет ускоренные методы испытаний с помощью первого в России симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС» (СКН «ЦИКЛОС»). Это инновационная установка, разработанная Ин­ститутом в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В настоящее время исследования проводятся на территории дорожно-испытательного ком­плекса института в г. Голицыно. Дорожно-испытательный комплекс (полигон «Циклос») – это комплекс специальных сооружений и инфраструктуры, предназначенный для кру­глогодичного поддержания заданных условий. Для полно­ценной и круглогодичной эксплуатации СКН «ЦИКЛОС» и выполнения всех поставленных задач в рамках внедрения и развития ускоренных методов испытания в Российской Федерации РОСДОРНИИ была создана необходимая ин­фраструктура для проведения ускоренных испытаний дорожных одежд.

Выполняемые на данном испытательном полигоне ис­следования позволяют в сравнительно короткие сроки всесторонне оценить эксплуатационные характеристики и работоспособность дорожных конструкций, рассчитанных на более чем 20-летний срок службы. Это в свою очередь дает возможность решать важные задачи по прогнозиро­ванию и обеспечению долговечности дорожных одежд, увеличению межремонтных сроков, а также повышению их транспортно-эксплуатационных показателей.

Изменяя материалы, толщины слоев дорожных одежд или технологии строительства и сравнивая результаты с результатами испытаний эталонных конструкций, можно прослеживать и анализировать изменение работы всей конструкции и эффективно изучать работоспособность каждого конструктивного слоя при заданных условиях эксперимента. Таким образом, данные исследования, про­водимые с использованием уникальной испытательной установки «ЦИКЛОС», способны оказать значительное влияние на подходы к проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации, в том числе с применением местных строительных материалов.

В здании полигона «Циклос» предусмотрены специальные железобетонные лотки, предназначенные для устройства испытательных секций. Это инженерное сооружение (полно­размерная дорожная одежда или ее часть), позволяющее разместить на поверхности покрытия дорожной одежды симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС» для проведения ускоренных испытаний.

С целью измерения и накопления данных об остаточных и относительных деформациях, температурно-влажност­ном режиме, в конструктивные слои испытательных секций смонтирован комплекс системы мониторинга, состоящий из датчиков влажности, температуры, вертикального дав­ления, деформаций, ускорений/перемещений и остаточных деформаций. Монтаж датчиков мониторинга в конструктив­ные слои испытательных секций осуществлялся поэтапно, по мере возведения конструктивных слоев дорожной одежды.

Важной задачей при выполнении исследовательских работ в рамках проведения ускоренных испытаний до­рожных одежд с использованием установок различного типа является соответствие требованиям действующей нормативно-технической документации применяемых дорожно-строительных материалов, обеспечение проект­ных толщин и однородности по толщине конструктивных слоев, а также достижение требуемой степени уплотнения конструктивных слоев.

Анализ зарубежного и отечественного опыта строитель­ства дорожных одежд в испытательных секциях показывает, что грунт земляного полотна, рабочего слоя и инертные материалы в слоях основания уплотняются с помощью тя­желых виброплит, при этом осуществляется постоянный контроль степени уплотнения с помощью лабораторного и полевого оборудования. В случае, если при выполнении полевого контроля обнаруживается недостижение требуемой плотности конструктивного слоя из несвязных материа­лов и грунтов, то вносят изменения в технологическую схему производства работ, в частности, увеличивают время воздействия виброплит и количество проходов по одному следу и повторя­ют процесс до достижения требуемых показателей плотности (Фото 1).

Однако, при устройстве конструк­тивных слоев из композиционных материалов, в том числе и из асфаль­тобетонных смесей, выполнять полевой экспресс-контроль степени уплотнения при малых площадях производства работ практически невозможно. Вы­полнение устройства конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей с ис­пользованием лишь ручного инстру­мента и оборудования не гарантирует отсутствие минеральной сегрегации в устраиваемом слое, обеспечение за­данных проектных отметок по толщинам слоев, а также их продольную и поперечную ровность. Помимо этого, вибролиты не гарантируют возможность достижения требуемой степени уплотнения конструктивного слоя из асфальтобетонных смесей. Опыт зарубежных исследований показывает, что при устройстве асфальтобетонных слоев на испытательных полигонах осуществляется с использованием специализированной универсальной дорожно-строитель­ной техники, такой как мини-асфальтоукладчики, легкие и средние гладковальцовые катки.

453534656466

Использование данной техники позволяет обеспечить устройство конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей с достижением заданных критериев качества и по­казателей транспортно-эксплуатационного состояния за счет предварительного перемешивания смеси шнеком, а также равномерного распределения с заданными высотными от­метками и уклонами, с последующим уплотнением глад­ковальцевыми катками, способными обеспечить условия максимально близкие к производству работ, как на объектах линейного строительства транспортной инфраструктуры.

Особенностью испытательных секций на территории дорожно-испытательного полигона «Циклос» является их небольшая площадь, необходимость устройства кон­структивного слоя в выемке, а также их расположение в замкнутом помещении (ангаре). Также стоит отметить, что перед устройством конструктивных слоев из асфаль­тобетонных смесей и в процессе их укладки требуется выполнение ряда научных задач, в том числе монтаж и за­кладка измерительного оборудования (датчиков монито­ринга). В Российской Федерации дорожно-строительные компании не сталкивались в своей работе с монтажом измерительного оборудования и строительством конструк­тивных слоев дорожных одежд в испытательных секциях. Для реализации научно-исследовательских работ в части устройства конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей дорожно-строительная компания ООО «Дорстрой» оказала материально-техническое сопровождение про­изводства работ.

4563434234

Для ФАУ «РОСДОРНИИ» данные работы на территории полигона с используемыми асфальтобетонными смесями, спроектированными по методологии объемно-функцио­нального проектирования, выполнялись впервые и так­же являлись новым опытом, направленным на отработку оптимальных технологических схем производства работ.

После совместного рассмотрения условий полигона и испытательной секции, было принято решение использовать традиционную дорожно-строительную технику, применя­емую подрядной организацией на объектах строительства автомобильных дорог, для обеспечения полной имитации технологических операций, как на действующих объектах. На фото 2 представлена выгрузка асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика внутри полигона.

Несмотря на крупные габариты асфальтоукладчика при небольшой площади укладки асфальтобетонной смеси, а также отсутствии возможности размещения автомати­ческих устройств для контроля заданных высотных отметок конструктивного слоя, большое внимание уделялось во­просам ровности и однородности слоя.

Немаловажной задачей является обеспечение безопас­ности проведения работ на территории полигона в усло­виях ограниченного маневрирования и работы людей непосредственно возле секции.

Важным моментом является то, что объем используе­мой в конструктивном слое асфальтобетонной смеси не­большой, однако при производстве и транспортировке малых объемов смесей может происходить температурная и минеральная сегрегация, что может повлиять на состав асфальтобетонной смеси и конечные свойств устроенного конструктивного слоя, в связи с чем было принято реше­ние выпуска и доставки смеси в не менее чем двукратном объеме. По завершении укладки слоя асфальтоукладчик выезжает из ангара и очищает бункер, осуществляют вырав­нивание кромок слоя, очищается бетонный пол, после чего начинает работу каток (Фото 3). В замкнутом пространстве обеспечить скорость уплотнения как на объектах строитель­ства и ремонта автомобильных дорог не представляется возможным, в связи с чем ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с подрядной организацией осуществлялась отработка схемы уплотнения, которая будет применена при разра­ботке технологического регламента производства работ в условиях полигона «Циклос».

При производстве работ были проведены техоперации по монтажу оборудования.

Работы по устройству трех конструктивных слоев из асфаль­тобетонных смесей по системе объемно-функционального проектирования, а также монтажу датчиков мониторинга были выполнены за два технологических дня с перерывами на выполнение научных измерений с помощью лаборатор­ного, диагностического и мониторингового оборудования. Контроль качества показал достижение требуемой степени уплотнения устраиваемых конструктивных слоев.

Проведение ускоренных испытаний дорожных одежд на полигоне «Циклос» дает возможность детально отслеживать все технические аспекты и уделять большое внимание дета­лям производства работ при строительстве испытательных секций, анализировать физико-механические показатели дорожно-строительных материалов и эксплуатационные свойства устроенных конструктивных слоев, а также кон­тролировать деградацию и изменения свойств в процессе проведения испытаний.

 

КОНОРЕВ Александр Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора департамента ФАУ «РОСДОРНИИ»

МИРОНЧУК Сергей Александрович, кандидат технических наук, доцент, начальник управления ФАУ «РОСДОРНИИ»

ЕРЕМЕНКО Евгений Александрович, исследователь, заместитель начальника управления ФАУ «РОСДОРНИИ»

АГАДЖАНЯН Оганес Серобович, заместитель директора ООО «Дорстрой»

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена