![]()
Северный морской путь, трансарктический транспортный коридор, новые технологии и подготовка кадров — именно эти темы определили повестку 17-й Международной выставки-форума «RAO/CIS Offshore 2025», которая проходит в Санкт-Петербурге. Арктика рассматривается не только как важнейшая ресурсная база, но и как стратегическое направление, от которого во многом зависит устойчивое развитие транспортной системы страны.
Одним из ключевых мероприятий форума стала пленарная сессия «Стратегические приоритеты Российской Федерации в Арктике» с участием заместителя Министра транспорта России Константина Пашкова.
В 2025 году отмечается 500-летие Северного морского пути (СМП) — уникальной транспортной артерии, ставшей опорой освоения Севера. По словам Константина Пашкова, сегодня перед страной стоит задача создания Трансарктического транспортного коридора, который усилит интеграцию регионов и обеспечит России устойчивые транзитные связи.
«Большой Северный морской путь протянется от Мурманска до Владивостока почти на 14 тысяч километров. Санкт-Петербург — отправная точка этого маршрута. А конечная точка для моряков — горизонт», — подчеркнул замминистра.
Развитие СМП позволит дополнить возможности Восточного полигона железных дорог и создать устойчивый международный транспортный маршрут между Европой и Азией.
Особое внимание эксперты уделили технологическим решениям для арктических проектов. Беспилотные авиационные системы будут применяться для мониторинга ледовой обстановки, экологического контроля и ликвидации аварий. Беспилотные суда и внедрение искусственного интеллекта обеспечат оптимизацию маршрутов, снижение рисков и затрат перевозчиков.
Эти решения призваны сделать навигацию в сложных арктических условиях более безопасной и предсказуемой.
Не менее важным направлением стала подготовка кадров для освоения Арктики. Флагманскими учебными центрами в этой сфере выступают РУТ (МИИТ), ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и МГУ имени адмирала Г.И. Невельского. Активное участие в развитии материально-технической базы вузов принимает ГК «Росатом».
В 2025 году в ГУМРФ открыт уникальный навигационный тренажёр, имитирующий взаимодействие корпуса судна со льдом различных типов. Этот проект не имеет аналогов в мире и станет важным шагом в формировании новых компетенций для работы в арктических условиях.
По словам Константина Пашкова, дальнейшее развитие транспортной системы Арктики требует точных научных и инженерных решений.
«Нам предстоит масштабная работа: гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, моделирование маршрутов СМП, интеграция железнодорожной и портовой инфраструктуры. Эти задачи нашли отражение в новой Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса России, подготовленной Минтрансом совместно с Российской академией наук», — сообщил он.
RAO/CIS Offshore 2025 продемонстрировал, что Арктика перестает быть «дальней окраиной» и превращается в ключевой элемент транспортного и экономического каркаса России. Освоение СМП, технологическая модернизация и системная подготовка специалистов формируют основу устойчивого развития северных территорий и укрепления позиций России на глобальном транспортном рынке.