В Москве продолжается обновление подвижного состава Московских центральных диаметров (МЦД) с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Новые поезда уже начали поступать на маршруты МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
Запуск этих маршрутов состоялся в августе и сентябре 2023 года при участии Президента России Владимира Путина. Благодаря этому сеть наземного метро увеличилась более чем вдвое: теперь четыре диаметра охватывают свыше 300 км путей и включают 137 станций.
Как отметил первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин, на данный момент по линии ИБК осталось поставить 99 вагонов, а завершение поставок запланировано на второй квартал текущего года.
По программе ИБК закупаются современные российские поезда серии «Иволга» (3.0 и 4.0). Они обеспечивают повышенный комфорт для пассажиров: увеличено число посадочных мест, предусмотрены крепления для велосипедов, улучшены условия для маломобильных граждан. В вагонах установлены зарядные станции для телефонов и электросамокатов, включая беспроводные. Кроме того, «Иволга 4.0» получила третью дверь в промежуточных вагонах, что ускоряет посадку и высадку пассажиров. Максимальная скорость поездов достигает 160 км/ч.
«Московские центральные диаметры – один из крупнейших проектов в сфере железнодорожного пассажирского транспорта столичного региона. Он не только делает поездки по Москве и Подмосковью удобнее, но и повышает качество жизни миллионов людей. С 2022 года в рамках программы ИБК уже поставлено 286 вагонов для МЦД», – заявил генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов.
Программа охватывает не только закупку поездов для МЦД, но и обновление подвижного состава метро. Так, на средства ИБК было приобретено 486 вагонов серии «Москва-2020» для Большой кольцевой линии столичного метрополитена.
Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов подчеркнул, что по поручению мэра Сергея Собянина продолжается комплексное обновление поездов на МЦД. За последние пять лет было поставлено более 250 современных составов, а в 2024 году планируется завершить полное обновление парка. Также начнется замена устаревших поездов на наиболее загруженном Ярославском направлении.
Поставка поездов осуществляется на условиях софинансирования с бюджетом Москвы. В общей сложности на закупку вагонов для метро и МЦД выделено 113,6 млрд рублей, из которых 106,7 млрд – в рамках программы ИБК.
Куратором программы инфраструктурных бюджетных кредитов выступает Минстрой России, оператором – Фонд развития территорий.