Главная/Актуальные статьи/Насколько отличается современная зимняя уборка улиц Петербурга от 20-го века?

Насколько отличается современная зимняя уборка улиц Петербурга от 20-го века?

6545674534535

В Санкт-Петербурге содержание зимних дорог всегда доставляло хлопоты как жителям города, так и коммунальным службам. Однако подход к этой работе заметно различался: если полтора века назад дороги специально забрасывали снегом, а тротуары убирали лопатами только в центре города, то сегодня коммунальщики должны содержать в идеальной чистоте автодороги и пешеходные зоны всего города. Разбираемся вместе, как происходили такие изменения, и как обстоят дела на улицах Северной столицы сегодня.

Чуть больше столетия назад дороги для транспорта не просто не расчищали, а наоборот — засыпали снегом. Тогда это было обычной практикой, ведь самым распространенным и эффективным зимним транспортом были сани. Пешеходные дорожки убирали домовладельцы и посыпали простым песком. Помогало не поскальзываться это только людям, которые ходили в валенках, а вся остальная обувь всё равно сильно скользила. Собранный снег на санях и вручную вывозили в места складирования – весьма сложный и трудоемкий процесс, сваливать его в каналы было настрого запрещено. Так было только в центре Санкт-Петербурга, окраины города оставались под снежными завалами до самой весны. Технику стали применять только в 20-х годах прошлого века. Это были специальные снегоплавильные установки, которые заметно упростили жизнь коммунальным службам того времени.

Сегодня же коммунальщики используют разнообразные модификации грузовиков, грейдеры, тракторы, мотоблоки. Такая техника зачастую управляется одним или двумя работниками, а по производительности может заменить несколько бригад дворников, трудившихся на благо Северной столицы в прошлом веке.

Важным для очистки улиц от гололёда также стало применение специальных средств. После продолжительного применения песка, коммунальщики перешли на посыпку дорог и тротуаров технической солью, чтобы бороться с наледью. Такой подход давал положительный результат: обработанный снег таял, а лёд разрушался, что помогало вычищать улицы до асфальта. Однако эффект сохранялся только до 12-15 градусов мороза – далее соль уже не могла бороться со льдом и замерзала, оставляя дороги скользкими. После продолжительных экспериментов со смесью песка и соли, применением каменной крошки, коммунальные службы пришли к выводу, что такие традиционные методы обработки дорог всё равно создают большое количество проблем. Они засоряют сточную канализацию и увеличивают количество грязи весной, портят обувь и транспорт, наносят ущерб растениям и почве. Стало очевидно, что нужны новые комплексные решения, которые к тому же соответствовали новому строгому ГОСТу 2020 года, разработанному исходя из эффективности и безопасности для человека и окружающей среды.

Таким решением для ряда организаций и районов Санкт-Петербурга стал противогололедный материал, соответствующий ГОСТу, – «Бионорд». Он содержит в своем составе смесь очищенных от минеральных примесей солей, а также антикоррозийную и биофильную добавки, которые не только плавят лёд и снег, защищают металл и здания от разрушения и помогают почве не страдать от попадания соли, но и растворяются без следа, освобождают город от дополнительной грязи и пыли весной. Этот материал с 2011 года применяется при обслуживании объектов культурного наследия Северной столицы: на Дворцовой площади, вокруг Мариинского театра, Царскосельского дворца, Большого драматического театра и Эрмитажа.

Как отмечает руководство хозяйственного отдела Большого драматического театра в Петербурге: «Мы пользуемся этим материалом уже много лет, с 2014 года. До этого момента традиционно использовали соль и песок, которые оставляли после себя много грязи, пыли и сложно удаляемых следов». Такая обстановка не нравилась ни сотрудникам, ни посетителям. Тогда в Большом драматическом стали искать альтернативу и нашли «Бионорд», заказали пробную партию. По словам администрации театра, привлекло именно отсутствие в составе песка. Это позволило решить несколько проблем – убрать дополнительные расходы на уборку песчаной грязи и пыли, которой было особенно много весной, избежать повреждение ковровых дорожек, которые раньше приходилось постоянно отмывать от грязи и соляных разводов.

«Сегодня мы обрабатываем Бионордом территорию вокруг главного входа, тротуары, внутренний двор. Наши дворники обрабатывают этим составом те места, где лежит снег и лёд, который через 30 минут можно уже убирать. Главное делать всё по технологии: обрабатывать поверхность, подождать, пока наледь разрушится, а затем сразу убрать получившуюся снежную и ледяную массу», – рассказали в Большом драматическом театре.

По мнению руководства хозяйственного отдела Большого драматического театра, неочищенная техническая соль вместе с песком сильно вредит окружающей среде: до смены противогололедного материала все участки, которые посыпались этой смесью, покрывались белой соляной плёнкой, которая которую было сложно отмыть: «Это происходит потому, что в состав такой соли входит много других примесей, от которых она не очищается в процессе производства. При этом в составе Бионорда нет того, что наносило бы такой вред. Наоборот, мы видим, что после его применения нам достаточно лишь смыть следы водой, иногда добавляя мыло – никаких концентратов, как это было с песком. Плюс нужно в разы меньше реагента, чтобы добиться желаемого результата. Что касается частых вопросов к аллергическим реакциям, состоянию обуви и автомобилей, могу сказать одно: нужно всегда принимать меры защиты к собственному здоровью и вещам. Аллергики всегда будут более чувствительны ко всему окружающему, а обувь будет портиться от попадания на нее любой грязи, будь это снег, дождь, соль или реагент. Точно так же нам нужно всегда очищать город от наледи и снега, и делать это максимально качественно. На мой взгляд, если изменить схему участков уборки Петербурга, то ситуация значительно улучшится. Так коммунальщики смогут эффективно работать и не тратить силы и время на перемещение между своими участками, которые зачастую находятся на приличном расстоянии друг от друга».

Кроме того, в 2023 году в Петербурге создали жилищные агентства Выборгского, Приморского и Калининского районов, новые формы управления жилым фондом, которых перешли на соответствующий ГОСТу материал.

Итак, за почти полтора века подход к зимней уборке дорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга кардинально изменился: вместо точечной уборки городского центра теперь на безопасность и комфорт жителей всего города работает большое количество современной техники и работников коммунальных служб. А ради поддержания чистоты улиц ведется постоянный поиск новых решений, таких как, например, противогололёдные смеси, итоги использования которых можно оценить уже этой зимой.

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена