За шесть лет реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" значительное внимание уделялось подготовке специалистов в дорожной отрасли. Более 22,9 тыс. работников повысили квалификацию, а студенты профильных образовательных учреждений прошли практику на объектах нацпроекта. В школах проводились профориентационные мероприятия, способствующие раннему профессиональному самоопределению молодежи.
Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что завершение нацпроекта "Безопасные качественные дороги" в 2024 году дало мощный импульс развитию дорожно-транспортного комплекса страны. В рамках проекта в нормативное состояние приведено свыше 150 тыс. км дорог. "Поддерживать такие темпы невозможно без квалифицированных специалистов и современных научных разработок. Повышение квалификации 22 927 работников за шесть лет – это основа для новых амбициозных задач в рамках нового нацпроекта – "Инфраструктура для жизни", – подчеркнул он.
В 2024 году ФАУ "РОСДОРНИИ" разработало две новые учебно-методические программы для дорожной отрасли, благодаря которым около 4 тыс. человек прошли обучение. Организовано 35 онлайн-мероприятий с участием свыше 5 тыс. специалистов. Также 57 студентов прошли практику на базе Российского дорожного научно-исследовательского института.
Минтранс России подготовил федеральный проект по развитию кадрового потенциала, направленный на обновление образовательных программ вузов. По словам Министра транспорта РФ Романа Старовойта, в системе подготовки кадров для транспортной отрасли насчитывается 19 вузов и 86 филиалов, где обучаются более 256 тыс. студентов. "Мы должны формировать подготовку специалистов с учетом перспективных направлений, в том числе в дорожном хозяйстве", – подчеркнул он.
Подрядные организации заинтересованы в подготовке молодых кадров, предоставляя студентам профильных учебных заведений возможность получить практический опыт. Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко отметил, что практика позволяет передавать традиции коллективов и повышать профессиональный уровень работников.
В Костромской области заключено около 150 соглашений с учреждениями профобразования, обеспечивающих целевое обучение и гарантированное трудоустройство выпускников. В 2024 году аналогичное соглашение подписали абитуриенты Костромской сельскохозяйственной академии, где готовят будущих механиков. Они получат оплачиваемую практику, дополнительную стипендию и трудоустройство в филиалах "Костромаавтодора" при условии отработки не менее трех лет.
В Санкт-Петербурге активно развивается сотрудничество с вузами. Студенты автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ и ПГУПС регулярно проходят практику в лабораториях Дирекции транспортного строительства. Они изучают технологии производства асфальтобетона, участвуют в испытаниях строительных материалов и осваивают современное оборудование.
В 2024 году в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" десятки студентов получили практический опыт на ведущих дорожных предприятиях. Только подрядная организация "АБЗ-1" приняла на практику 33 студента.
В Архангельской области создаются "дорожные" классы на базе школ. В 2024 году Северный Арктический федеральный университет, "Архангельскавтодор" и школа № 36 заключили соглашение о сотрудничестве. Ученики 8-х классов физико-математического профиля изучают основы дорожного проектирования, цифрового моделирования и технологии строительства. В 2025 году аналогичная программа стартует для 10-классников.
Комплексная работа по формированию кадрового резерва продолжается. Развитие образовательных инициатив, обновление учебных программ и расширение практико-ориентированного обучения позволят подготовить новое поколение специалистов, готовых к решению сложных задач дорожной отрасли.