В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» была создана система учета общественного мнения, которая продолжит свою работу в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни». С 2019 по 2024 год через федеральные каналы связи жители страны направили около 38,5 тысяч обращений, касающихся вопросов дорожной деятельности. На 98 % из них были даны ответы.
Эта система стала платформой для эффективного взаимодействия между гражданами, органами власти и профильными организациями. Для людей это возможность задать вопросы о дорожной инфраструктуре и получить оперативную экспертную консультацию. Для властей — инструмент, позволяющий принимать решения, ориентированные на нужды населения. Для дорожных организаций — источник информации о проблемных участках, требующих срочного внимания.
Обратная связь от граждан — не просто формальность, а важный элемент нацпроекта. Например, в 2024 году пользователи направили более 4,4 тысяч обращений, многие из которых легли в основу плана дорожных работ на 2025 год.
«Только в 2024 году было приведено в нормативное состояние почти 2 тысячи участков дорог общей протяженностью более 7 тысяч километров. Эти дороги ведут к социально значимым объектам и туристическим достопримечательностям. При выборе участков для ремонта специалисты учитывают множество факторов: интенсивность движения, состояние покрытия, значимость объекта и количество обращений от жителей. Когда люди видят, что их мнение учитывается, они чувствуют свою причастность к изменениям в инфраструктуре. Это один из ключевых факторов успеха нацпроекта», — отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Одним из примеров учета мнения граждан стала реконструкция путепровода на улице Конституции СССР в Оренбурге. Работы велись с 2019 по 2022 год и помогли решить давнюю проблему города. Старый путепровод был признан аварийным и демонтирован более 30 лет назад. С тех пор необходимость в новом сооружении только возрастала: район активно застраивался, а дорожный трафик увеличивался. Новый путепровод длиной более 100 метров соединил поселок Степной с улицей Терешковой, одной из главных городских магистралей. Это позволило разгрузить другие крупные дороги, такие как улица Театральная, проспект Дзержинского и Шарлыкское шоссе, а также снизить заторы на железнодорожном переезде.
Еще один пример — подъезд к селу Лапаз от региональной автодороги Новосергиевка – Илек. Местные жители неоднократно обращались с просьбой обновить этот участок. Из-за отсутствия твердого покрытия весной, во время паводка, доступ к селу, где проживает более 600 человек, был затруднен. Также возникали проблемы с доставкой кормов к крупному животноводческому комплексу в Новосергиевском районе. В 2024 году на участке длиной 1,4 километра выполнили капитальный ремонт, заменив гравийное покрытие на асфальтобетонное. Это значительно улучшило транспортную доступность и логистику.
В Ульяновской области на основе диагностики дорог и обращений жителей был составлен список объектов, требующих срочного ремонта. Многие из них были построены в 60–90-х годах прошлого века из малопрочных материалов и уже не соответствуют современным стандартам. В 2023 году дорожники привели в нормативное состояние участок трассы Казань – Буинск – Ульяновск – Ишеевка – Ундоры – граница области протяженностью 3 километра. Эта дорога ведет к санаторию имени Ленина, куда приезжают люди со всей страны для лечения с использованием целебных вод и грязей.
Еще один важный проект в регионе — строительство двухполосной дороги Старая Ерыкла – Ерыклинский длиной 5,9 километра. Работы начались в 2020 году и завершились через два года. Новая дорога соединила село Красноборское Тереньгульского района и поселок Приволье Кузоватовского района, улучшив транспортную доступность для более чем 1 000 человек. Кроме того, она способствует развитию аграрного сектора, обеспечивая бесперебойную доставку сельхозпродукции к крупному свиноводческому комплексу.
В Республике Марий Эл в июле 2024 года был введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Ировку на дороге Кокрем – Петровское. Трехпролетное железобетонное сооружение длиной 59 метров строилось два года. Это единственный путь к районному центру, где расположены важные социальные объекты. Старый мост, построенный в 1963 году, часто выходил из строя и не справлялся с нагрузкой от транспорта и лесовозов. Новый переход решил проблему транспортной доступности для местных жителей.
Еще один значимый проект в регионе — реконструкция участка трассы Одобеляк – Куженер – Параньга протяженностью 4 километра. Эта дорога связывает районные центры — поселки Куженер и Параньга, а также обеспечивает выход на одну из главных магистралей республики — трассу Йошкар-Ола – Уржум. После ремонта транзитный транспорт стал двигаться в объезд по обновленному полотну, что снизило нагрузку на населенные пункты.