23 апреля 2024 года в Москве состоялся третий Национальный форум инфраструктурных компаний (НФИК). На мероприятии лидеры отрасли инфраструктурного строительства обсудили планы по развитию транспортной сети страны на ближайшие пять лет, перспективные инфраструктурные проекты, а также механизмы сохранения темпов и объемов строительства, создание новых финансовых инструментов для привлечения инвестиций, возможность снижения регуляторной нагрузки для наиболее эффективной реализации инфраструктурных проектов.
Форум собрал на своей площадке представителей профильных органов исполнительной власти, руководителей крупнейших дорожно-строительных компаний, проектных институтов, лидеров финансового и банковского сектора и промышленности.
Ключевым мероприятием Форума стало пленарное заседание «Инфраструктурное строительство: основные приоритеты», модератором которого выступила Мария Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).
Основными темами обсуждения стали вопросы сохранения объемов строительства автодорог на уровне 2023 года, опережающее развитие инфраструктуры за счет привлечения внебюджетного финансирования, регуляторные барьеры в инфраструктурном строительстве, кадровые вопросы и законодательные инициативы.
С приветственными словами к участникам Форума обратились М.Ш. Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, И.Е. Левитин, Помощник Президента РФ, А.Н. Шохин, президент РСПП.
В своем выступлении Марат Хуснуллин выразил признательность инфраструктурным компаниям за продуктивную работу, проведенную совместно с Администрацией Президента и Правительством в период с 2020 по 2023 год. «За этот период мы совместными усилиями сделали значительный вклад в развитие дорожно-транспортной отрасли и обеспечили устойчивое развитие страны. Итоговые показатели говорят сами за себя», — подчеркнул он.
Он также отметил важную работу по сокращению инвестиционного строительного цикла. По его словам, в перспективе срок реализации строительных проектов должен быть не более 1000 дней, за исключением сложных и уникальных объектов. Кроме того, в ближайшие годы планируется повысить производительность труда на 22%.
Марат Хуснуллин подчеркнул важность утверждения пятилетнего плана дорожного строительства и разработки конкретной программы деятельности до 2030 года с прогнозом до 2036 года. «Мы продолжим работу в этом направлении», — заверил он.
Марат Шакирзянович призвал привлекать к строительству дорог в стране больше внебюджетных инвестиций, так как строить только за бюджет возможности сегодня нет.
В своем докладе вице-премьер также отметил, что за четыре года объем строительных работ, включая дорожные, вырос на 27%. Было построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тысяч километров дорог, а также уложено более 668 миллионов квадратных метров асфальтобетона, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Он также упомянул о продолжении реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также общий пассажиропоток по инфраструктуре Центрального транспортного узла, который составил 2,7 миллиарда человек.
«Для достижения национальной цели развития нам предстоит строительство более 1 млрд квадратных метров жилья, около 11 тысяч километров новых дорог и улично-дорожной сети, а также укладка 1,6 млрд квадратных метров асфальта», — отметил Марат Хуснуллин. «Одной из ключевых задач является увязка процессов развития территорий и городов, создание транспортно-логистических центров и логистических коридоров, а также повышение мобильности граждан в связи с активным дорожным строительством», — подчеркнул он.
Вячеслав Петушенко, Председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», поделился информацией о деятельности компании. Так, с 2010 года Госкомпания «Автодор» привлекла в дорожное строительство почти 1 трлн рублей частных инвестиций. Под ее управлением находится почти 5 тысяч километров дорог, из которых более 3 тысяч были построены с нуля. Только в прошлом году открыли для движения более 800 километров новых дорог. Такие впечатляющие результаты достигнуты за 15 лет работы Госкомпании, частично благодаря привлечению инвестиций. В ходе выступления на ежегодном Национальном форуме инфраструктурных компаний Вячеслав Петушенко отметил, что с 2010 года было привлечено около 1 трлн рублей частных инвестиций, включая заемные средства ФНБ, облигации и средства концессионеров.
Как рассказал Вячеслав Петрович, благодаря мерам, принятым Правительством РФ в конце текущего года с открытием обхода Твери и движением по М-12 до Екатеринбурга, водители смогут комфортно, быстро и безопасно перемещаться. Предполагается, что время в пути от Казани до Екатеринбурга сократится на 50%, а от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга на 45%. Это приведет к положительным экономическим результатам для регионов, через которые проходит маршрут «Россия», подчеркнул В.П. Петушенко. Трасса М-12 "Восток" уже становится двигателем роста градостроительного потенциала и инвестиционной привлекательности субъектов ее прохождения. Последующее развитие трассы до Тюмени и далее до Владивостока откроет еще больше возможностей для путешественников и транспортных компаний.
Выступая на пленарном заседании, генеральный директор холдинга «Автобан» Алексей Андреев подчеркнул, что текущие бюджетные ограничения могут быть преодолены благодаря привлечению денежных средств из банковского сектора в соответствии с 115-ФЗ.
По его словам, банки проявляют высокий интерес к финансированию концессионных проектов и имеют достаточную ликвидность для этого. Это, в свою очередь, позволит сохранить высокие темпы строительства основной сети скоростных дорог, которые соединяют крупные города и способствуют развитию экономики страны.
Глава холдинга также обратил внимание на важность сохранения объемов строительства и ввода в эксплуатацию магистралей. По его мнению, сокращение объемов работ у крупных участников строительного рынка может привести к снижению активности и в других отраслях, связанных с строительством дорог.
Отметив, что на каждого работника в дорожной отрасли приходится до 11 рабочих мест в смежных отраслях, Алексей Андреев подчеркнул, что экономический ущерб от сокращения темпов дорожного строительства может быть значительным.
В ходе своего выступления Николай Руссу, генеральный директор АО «Мостострой-11», отметил значимость реформ, проведенных правительством Российской Федерации и Министерством на протяжении последних лет. Он вспомнил, как в 2015 году строительные компании столкнулись с серьезными финансовыми проблемами из-за дефицита материальных ресурсов и финансирования. В то время непонятно было, как продолжать работу, учитывая высокие ставки по кредитам и растущую стоимость материалов. Однако реализация Постановления Правительства № 1315 позволила строительным компаниям сохраниться и успешно выполнять поставленные перед ними задачи.
Николай Александрович подчеркнул важность того, чтобы принятые решения стали постоянными, учитывая нестабильность экономической ситуации, когда высокие процентные ставки по кредитам создают дополнительные проблемы для бизнеса.
Николай Руссу также поднял вопрос о производительности труда. Он рассказал, что строительные компании сталкиваются с недооценкой проектов и недостаточной оплатой контрактов, что затрудняет выполнение работ в срок с получением прибыли. Он привел пример из практики строительства в Китае, где заказчик, подрядчик и контрольный орган активно взаимодействуют, облегчая процесс выполнения работ. Н.А. Руссу также отметил проблемы в части проведением инспекций, что влечет за собой сбои и задержки в процессе строительства.
Также в ходе пленарного заседания выступили Алексей Чичканов, вице-президент «Газпромбанк» (АО), Артем Ажгиревич, ректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
В рамках насыщенной деловой программы Форума прошли Стратегические сессии с участием экспертов. Так, в ходе стратегической сессии «Актуальное ценообразование в автодорожном строительстве: ресурсно-индексный метод» представители Минстроя России, Главгосэкспертизы России, АО «ДСК «АВТОБАН», АО «Мостострой-11», Института «Стройпроект», АО «Дороги и мосты», а также Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 рассмотрели вопросы перехода на РИМ, наполнения ФГИС ЦС, агрегированные прогнозные индексы-дефляторы, разработку новых норм и их включение в базу, подготовку кадров и другие насущные вопросы.
О повышении престижа профессии в строительстве и обеспечении отрасли квалифицированными специалистами говорила на сессии под модераторством Сенкевич Елены Владимировны, руководителя Кадрового центра Минстроя России.
Также эксперты обсудили инновации в дорожном строительстве, познакомились с новинками в сфере дорожно-строительной техники, рассмотрели новые технологии и тенденции.
В рамках Форума также была развернута выставка, где дорожно-строительные компании, производители материалов, оборудования и техники представили свои экспозиции.