![]()
В столице состоялся форум «Общественный транспорт 2025», объединивший представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Главной темой форума стали стратегии достижения национальных целей в сфере развития общественного транспорта и повышение качества транспортных услуг населению.
Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Новый общественный транспорт: как модернизация транспорта меняет наши города», в котором принял участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Алексей Шило. Участники обсудили приоритеты государственной политики, опыт регионов в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», а также новые механизмы финансирования проектов общественного транспорта.
«Чтобы эффективно развивать общественный транспорт, необходимо понимать реальные масштабы и особенности управления. Совместно с Минцифры мы создаем систему мониторинга — цифровой инструмент, который позволит регионам собирать статистику, видеть полную картину и координировать меры поддержки на федеральном уровне», — отметил Алексей Шило.
Заместитель министра напомнил, что системная поддержка регионов по обновлению пассажирского транспорта является важной частью нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В соответствии с задачей, поставленной Президентом России, к 2030 году не менее 85% общественного транспорта должно быть приведено к нормативному состоянию.
С 2026 года субъекты Федерации начнут получать прямые субсидии на обновление автобусного парка — на эти цели предусмотрено 7,9 млрд рублей. Также продолжится программа льготного лизинга через ГТЛК в объеме 2,4 млрд рублей. Общий объем поддержки регионов по линии Минтранса превысит 100 млрд рублей.
«Что касается городского электротранспорта, на сегодняшний день в регионы уже поставлено более 420 трамваев и 286 электробусов. Обновлено свыше 240 км трамвайных путей, модернизировано 16 тяговых подстанций. Эта работа будет продолжена», — подчеркнул Алексей Шило.
Отдельное внимание заместитель министра уделил развитию железнодорожных перевозок в структуре общественного транспорта. В качестве примера он привел опыт Москвы и развитие системы Московских центральных диаметров (МЦД):
«Сегодня москвичи уже не представляют себе передвижение по городу без МЦД. Запуск проекта позволил увеличить пригородный пассажиропоток на 40% всего за год. Это эффективная и перспективная модель, которую мы намерены тиражировать в регионах».
По итогам 2024 года в Центральном транспортном узле зафиксирован рекордный пассажиропоток — 833,7 млн человек, что на 20,3 млн превышает плановые показатели. В настоящее время рассматривается возможность реализации аналогичных проектов в восьми крупных агломерациях — Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Новосибирске, Перми, Екатеринбурге и Краснодаре.
Завершая выступление, Алексей Шило рассказал о ходе реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСМ):
«В сентябре состоялась сварка первого кузова высокоскоростного поезда. Проект развивается в плановом режиме. Однако для нас ВСМ — это не просто транспортное сообщение между столицами за 2 часа 15 минут. Мы рассматриваем его как часть комплексного клиентского пути, где за счет скоростного городского транспорта и биометрии можно сократить до 40% времени в пути. ВСМ — это не только высокая скорость, но и бесшовность, комфорт и экономия времени на каждом этапе».
Форум «Общественный транспорт 2025» стал важной площадкой для обмена опытом и выработки совместных решений, направленных на создание современной, удобной и экологичной транспортной системы в российских регионах.