Главная/События/События отрасли/Цифровому будущему – зеленый свет

Цифровому будущему – зеленый свет

5a3b943ead376327326753b

6 декабря 2017 года в Москве  рамках XI Международного форума «Транспорт России» состоялся VII Международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС».

В ходе конгресса главным вопросом стало обсуждение места государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» в формировании в стране цифровой экономики, переход к которой инициирован Правительством России.

В работе конгресса приняли участие представители экспертного сообщества, бизнеса, транспортной инфраструктуры, представители Финляндии и Казахстана. В центре обсуждения участников мероприятия оказались актуальные вопросы развития ГАИС с учетом курса на цифровую экономику, которая сегодня уже охватывает практически все отрасли, в том числе и транспорт.

Государственная позиция была озвучена министром транспорта РФ Максимом Соколовым, отметившем важнейшую роль «ЭРА-ГЛОНАСС» в становлении цифровой экономики: «Нам нужно активнее развивать возможности «ЭРА-ГЛОНАСС», не останавливаясь на достигнутом. В ближайшем будущем информационно-навигационные технологии позволят не только контролировать движение и состояние транспортных средств, но и предоставлять водителям и пассажирам различные мультимедийные услуги, выводя передвижение совершенно на новый уровень и, конечно же, повышая комфортность и главное – безопасность. Пользователи дорог смогут продолжать участвовать в бизнес-процессах, одновременно получать знания, решать свои бытовые вопросы, пока находятся в дороге. А система «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет все предпосылки и для того, чтобы стать платформой для развития таких сервисов. Развитие «ЭРА-ГЛОНАСС» необходимо и для обеспечения функционирования на отечественных дорогах беспилотного транспорта. Это время уже не за горами. Для этого требуется специальная инфраструктура, и «ЭРА-ГЛОНАСС», я уверен, станет ее частью. Потенциал «ЭРА-ГЛОНАСС» огромен, и, возможно, пока мы даже не можем по достоинству оценить всех, открывающихся перед нами, возможностей и перспектив, и я очень рассчитываю на то, что сегодняшний конгресс позволит нам отыскать новые пути развития, инструменты монетизации и даже идеи для нового бизнеса».

В своем докладе генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля подчеркнул, что: «Мы уже идем по пути становления цифровой экономики в нашей стране. Такое движение соответствует и государственной стратегии, и развитию технологий, и потребностям бизнеса – и это очень отрадно». Эти сферы очень тесно переплетены: технологии сейчас являются тем инструментом, благодаря которому появляются новые бизнес-модели, повышается конкурентоспособность отдельных компаний и всей страны в целом на мировом уровне. «Чрезвычайно важно, что «ЭРА-ГЛОНАСС» является частью этого процесса. Это означает, что мы двигаемся в верном направлении, не отстаем, а в чем-то даже опережаем рынок», - отметил он.

В дискуссии приняли участие представители профильных министерств и экспертов ведущих отечественных предприятий, зарубежные партнеры. В частности, представитель Республики Казахстан, заведующий лабораторией космических информационных технологий ДТОО «Институт космической техники и технологий»                Денис Еремин констатировал, что если абсолютные цифры смертности на дорогах Казахстана не так ужасающи, как в России, то в относительном плане ситуация там, к сожалению, еще более печальная. Поэтому Казахстан активно присоединяется к этой инициативе и на сегодняшний день вслед за Российской Федерацией создает систему экстренного реагирования (ЭВАК). Целью создания системы ЭВАК, как и системы «ЭРА-ГЛОНАСС», является сокращение времени информирования экстренных служб о дорожно-транспортных происшествиях. «Мы сейчас стремимся к созданию единого пространства безопасности: у нас те же межгосударственные стандарты, регламенты и работает наша система точно так же», - уточнил он.

Точку зрения законодателей озвучил в своем выступлении член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Сергей Тен: «Безусловно, технологии ГЛОНАСС, включая систему «ЭРА-ГЛОНАСС» – одна из важнейших основ цифровизации на транспорте. Во-первых, потому что с каждым годом растет число подключенных автомобилей. Их количество уже превысило 1 300 000 единиц, и я не ошибусь, если скажу, что через 7 лет мы достигнем 100-процентного охвата. Во-вторых, помимо главной задачи системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – спасения жизни при ДТП, технологическое оснащение автомобилей и подключение массива данных закладывают огромный потенциал для развития дополнительных сервисов, часть которых также повысит безопасность на наших автомобильных дорогах. Мне представляется, что дальнейшее развитие созданной государством инфраструктуры ГЛОНАСС должно базироваться на принципах открытой и эффективной партнерской политики компании. В этом же ключе было недавно заявлено о планах компании в будущем году выйти на самоокупаемость. Считаю окупаемость государственных вложений очень важным результатом».

Интересная статистика прозвучала в докладе директора по развитию информационных технологий Российского Автомобильного Товарищества (РАТ) Дмитрия Блехера. По его словам, общий объем рынка помощи на дороге составляет порядка 10-12 млрд рублей. Из них на цивилизованный рынок приходится от 6 до 7 млрд рублей – это те услуги, которые предоставляются крупными компаниями в рамках партнерских взаимоотношений с автопроизводителями, страховыми компаниями, банками и т.д. Важно, что в России основную долю услуг помощи на дорогах оказывают непосредственно автопроизводители в рамках гарантийных программ для новых автомобилей. В этом сегменте РАТ занимает порядка 73-75%.  До последнего времени возможности повышения качества сервиса «Помощь на дорогах» ограничивало недостаточное удобство его использования при обращении за услугой по телефону. Действительно, для авторизации водителю обычно требуется продиктовать 17-значный VIN автомобиля, а потом определить и на словах рассказать свое местоположение. Потенциально эти проблемы призвано решить мобильное приложение автопроизводителей или РАТ, но обращение к такому приложению носит случайный характер, и поэтому многие его даже не устанавливают. Анализ потребностей привел к простому решению – к интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС», которая позволяет серьезно оптимизировать процесс оказания услуги. «То предложение, с которым мы вышли к производителям автомобилей, предполагает использование единой кнопки не только в экстренных ситуациях, но и для получения различных видов помощи на дороге. В течение года был проведен комплекс работ по технической интеграции, в сентябре 2017 мы завершили комплексное тестирование решения с двумя автопроизводителями более чем в десятке регионов. Сейчас совместно с коллегами «Хендэ Мотор СНГ» и АО «ГЛОНАСС» мы запустили услугу в коммерческую эксплуатацию. С 1 ноября 2017 года услуга «Помощь на дороге» при вызове через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» доступна всем новым владельцам автомобилей марок Hyundai и Genesis».

В ходе работы конгресса было представлено несколько интересных проектов. Среди них рассматривалась вопрос применения возможностей ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для контроля использования маломерного транспорта в акватории Республики Крым. Начальник отдела департамента электронной техники и технологий АО «ИПК СТРАЖ» Алексей Павлов рассказал об опыте использования средств идентификации, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, на примере использования системы интеллектуального электронного пломбирования BigLock: «С ноября 2013 года совместно с АО «ГЛОНАСС» проводится промышленная эксплуатация системы при перевозке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. С начала 2016 года система BigLock применяется в системе ЭРА-ГЛОНАСС-ТРАНЗИТ в рамках указа Президента от 1 января 2016 года и Постановлений Правительства РФ об осуществлении контроля за перевозкой транзитных грузов через территорию РФ. Всего с начала эксплуатации системы опломбировано уже более 11 тыс. вагонов, контейнеров и автофургонов. В настоящее время в эксплуатации находится более тысячи электронных пломб, а до конца текущего года планируется ввод еще более полутора тысяч электронных пломб».

Участниками конгресса были подписаны соглашения, которые направлены на развитие экосистемы вокруг ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Так,  Российская сторона и Республика Казахстан договорились о взаимодействии в области создания и внедрения на территории двух стран навигационно-информационных систем. Территория Пермского края, с администрацией которого также подписано соглашение, станет полигоном для проведения исследований, технологических и экспериментальных программ, проектов по созданию и освоению инновационных технологий в области навигации.

Подводя итоги проведенного конгресса, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля отметил, что мероприятие прошло на высокопрофессиональном уровне. Озвучено и принято большое количество актуальных предложений, которые будут способствовать развитию цифровой трансформации отечественной экономики.

 

Наиля Снигур

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена