Ежегодное общее собрание саморегулируемой организации Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ», состоявшееся в Москве, ознаменовало завершение очередного этапа развития российского института саморегулирования в строительстве. Он связан с вступлением в полную силу Федерального закона 372-ФЗ, изменившего подходы к принципам формированию саморегулируемых организаций, к вопросам обеспечения ответственности за выполнение работ и за возможное нанесение вреда третьим лицам, к обеспеченности предприятий специалистами по организации строительного процесса.
Собрание началось с приветственного слова президента СОЮЗДОРСТРОЯ Альберта Александровича Кошкина, который занимает эту ответственную выборную должность руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации – Совета Союза уже девять лет. Он сообщил, что в прошедшем году состоялось 57 заседаний, на которых члены Совета обсуждали различные вопросы, подготовленные аппаратом СОЮЗДОРСТРОЯ, и принимали соответствующие решения по вступлению новых предприятий в Союз, по награждению достойных людей и коллективов наградами саморегулируемой организации и Национального объединения строителей, по применению дисциплинарных мер и по многим другим направлениям деятельности.
После краткой информации о выполняемой Советом работе Альберт Кошкин передал слово для отчета и ведения собрания генеральному директору СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леониду Хвоинскому, который перед своим докладом предложил участникам собрания посмотреть видеоролик о достижениях саморегулируемой организации.
На экране промелькнули кадры, напомнившие о создании и первых годах работы саморегулируемой организации, в состав которой изначально вошли ведущие подрядчики по дорожно-транспортному строительству со всей страны. Некоммерческому партнерству профессионалов, образованному
при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства Минтранса РФ и отраслевых общественных организаций, в кратчайшие сроки удалось превратиться в одну из самых эффективно действующих саморегулируемых организаций в России - «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ».
Регулярное общение профессионалов высокого уровня в рамках Совета Союза и созданного при нем Комитета по техническому регулированию, а также постоянный мониторинг мнений руководителей и специалистов предприятий саморегулируемой организации по вопросам, касающимся дорожно-транспортного строительства, позволили обобщать мнения и вырабатывать предложения, направленные на улучшение работы по дорожно-транспортному строительству. Эти решения саморегулируемая организация доводила до широкой общественности и властных структур, участвуя в различных форумах, в работе профильных комитетов Государственной думы ФС РФ, в научных и технических советах, комитетах, рабочих группах Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Ассоциации «Национальное объединение строителей».
В соответствии с законодательством Российской Федерации СОЮЗДОРСТРОЙ проводит работу по техническому регулированию строительных процессов. Серьезным достижением стала разработка 58 стандартов на выполнение дорожно-строительных работ. Из них 54 стандарта создавались на базе ФГБУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) совместно с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), в рамках Программы стандартизации строительной отрасли, которая предусматривала разработку 250 стандартов. Если учесть, что в НОСТРОЙ входит более двух сотен российских СРО, и что более четверти стандартов создавались с участием только одной организации - «СОЮЗДОРСТРОЙ», то без лишних слов становится понятной высокая эффективность деятельности этой саморегулируемой организации.
Разработанные документы нашли широкое практическое применение в дорожно-транспортном строительстве. При их подготовке был учтен опыт зарубежных коллег. Саморегулируемая организация осуществила перевод более 3,5 тысяч страниц современных немецких и американских документов по проектированию и строительству автомобильных дорог и мостовых сооружений, по требованиям к строительным материалам и контролю качества. Положения переведенных иностранных нормативов учитывались в ходе работы по стандартизации процессов дорожного строительства.
Очень важно, что в ходе подготовки стандартов СРО были сформированы команды разработчиков из ведущих экспертов и ученых дорожной отрасли. Впоследствии они участвовали в разработке и обсуждении стандартов, обеспечивающих требования технических регламентов Таможенного союза, работали в составе Технических комитетов по стандартизации Росстандарта России.
В 2018 году планируется продолжить работу по стандартизации. Дополнительно будет развернута деятельность по актуализации принятых стандартов. Особое внимание будет уделяться контролю за их использованием в строительстве. Всего Ассоциация «НОСТРОЙ» определила 141 стандарт, включая и разработанные СОЮЗДОРСТРОЕМ 47 СТО, применение которых подлежит обязательному контролю со стороны всех саморегулируемых организаций.
Опыт подобной работы по контролю и мониторингу у СРО накоплен немалый. Специалисты СОЮЗДОРСТРОЯ, проводя ежегодные выездные проверки предприятий, всегда запрашивали распорядительные документы о внедрении стандартов организаций и доведении их до исполнителей. Они знакомились с организацией геодезической службы, наличием у нее необходимых измерительных приборов и документов, изучали акты
освидетельствования скрытых работ и приемки ответственных конструкций, проверяли наличие паспортов и сертификатов на материалы, применяемые на объектах строительства. При выезде на место проведения работ рассматривалась проектная документация, планы производства работ, журналы производства работ. Отзывы и данные опытного применения СТО, полученные от 210 организаций по 387 строительным объектам, уже систематизированы, и будут использоваться при корректировке и актуализации стандартов.
Еще одним важным достижением саморегулируемой организации стала деятельность в сфере подготовки и переподготовки кадров. После тщательного мониторинга высших учебных заведений, с 39 ВУЗами были заключены договоры на проведение курсов повышения квалификации инженерного состава предприятий-членов СРО. Ежегодно занятия по программам, согласованным с «СОЮЗДОРСТРОЕМ», и последующую аттестацию проходили более 1500 человек. База данных, созданная в саморегулируемой организации, позволяла отслеживать периодичность и качество обучения.
Взаимодействие с ВУЗами не ограничивается вопросами переподготовки кадров. Опытные производственники из предприятий саморегулируемой организации привлекаются к чтению лекций студентам, которые затем проходят практику на базе этих предприятий. Представители СРО входят в состав Государственных экзаменационных комиссий, оценивают уровень подготовки выпускников, содействуют трудоустройству вчерашних студентов.
Вслед за повышением уровня знаний инженерно-технического состава, саморегулируемая организация развернула работу по улучшению подготовки рабочих кадров для дорожного и транспортного строительства. В результате проведенного обследования более 50 учебных центров по всей России, были выбраны 29 заведений, соответствующих современным требованиям
подготовки специалистов по уровню оснащения, по кадровому составу и другим параметрам. После заключения договоров о взаимодействии, эти центры были рекомендованы предприятиям дорожной отрасли.
Проведенная работа попала в сферу внимания Федерального дорожного агентства Минтранса России, которое пригласило СОЮЗДОРСТРОЙ к участию в формировании системы непрерывного дополнительного профессионального образования.
Углубившись в вопросы качественной подготовки кадров, специалисты и представители предприятий-членов СРО приняли участие в разработке 17 профессиональных стандартов по дорожно-строительным специальностям, на базе которых должны создаваться образовательные стандарты. Богатый опыт членов саморегулируемой организации позволил оказать помощь разработчикам из Московского государственного технического университета (МАДИ) в определении трудовых функций современных специалистов и в установлении соответствующего уровня требований к их квалификации.
С появлением института саморегулирования ежегодные результаты работы предприятий и объединяющих их саморегулируемых организаций подводил национальный конкурс «Строймастер». В числе лауреатов конкурса насчитывается 548 представителей из 49 предприятий СОЮЗДОРСТРОЯ, а СРО два года подряд получало звание «Лучшей строительной саморегулируемой организации по качеству строительной продукции», и дважды признавалось «Лучшей саморегулируемой организацией по охране труда и технике безопасности». На ежегодном градостроительном конкурсе Минстроя России объекты, представленные предприятиями «СОЮЗДОРСТРОЯ», постоянно становятся финалистами и победителями в номинации «Лучший реализованный проект строительства транспортной инфраструктуры». В итоге работы стенд достижений саморегулируемой организации заполнили многочисленные дипломы, кубки, призы за участие в профильных выставках, автопробегах, общественных и спортивных мероприятиях. В частности, за достигнутые успехи СОЮЗДОРСТРОЮ была вручена Почетная грамота Государственной Думы ФС РФ, Благодарность руководителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и многие другие награды.
Вся эта информация на Общем собрании была представлена и наглядно продемонстрирована в видеоролике. В своем выступлении генеральный директор Леонид Хвоинский сосредоточился на итогах года и ответил на многочисленные вопросы, связанные с изменениями в законодательстве о саморегулировании.
В июле 2017 года вступил в действие Федеральный закон от 03.07.2016 г. №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Многим предприятиям отраслевого СРО, каким был прежде СОЮЗДОРСТРОЙ, пришлось решать вопрос о переходе в другие саморегулируемые организации, по месту регистрации. В свою очередь Союз пополнился за счет десятков строительных предприятий, которым необходимо было вступить в СРО, зарегистрированное в Москве.
В соответствии с Федеральным законом №372-ФЗ изменен подход к формированию компенсационных фондов. Теперь их два. Один - Фонд возмещения вреда, аналог прежнего компфонда. Он образуется в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие причинения ими вреда из‐за недостатков выполненных работ.
Второй - Фонд обеспечения договорных обязательств. В соответствии с новым законом он создается, если не менее чем 30 членов СРО подали заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров. В СОЮЗДОРСТРОЕ сформированы оба фонда, и их средства размещены на специализированных счетах в определенных законом банках.
После внесения таких изменений в законодательство по-другому стала оформляться принадлежность к саморегулируемому сообществу. Если прежде статус предприятия подтверждало Свидетельство, выдаваемое саморегулируемой организаций в зависимости от видов выполняемых работ, то теперь основанием для заключения с предприятием договоров подряда, а также для допуска их к конкурентным закупкам (участию в государственных и муниципальных торгах) стало само членство в СРО. Для его подтверждения подрядная организация обязана предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Выписка содержит информацию о средствах, внесенных в компенсационные фонды (КФ) и срок ее действия - один месяц. Еще одна тонкость в том, что по новым правилам от объема денег, внесенных в компенсационные фонды, напрямую зависит право на участие в торгах по объектам разной стоимости.
Серьезным изменениям новый закон подверг сложившуюся систему повышения квалификации и аттестации. В ходе его реализации образован Национальный реестр специалистов (НРС), в формировании которого в качестве Оператора НРС участвует СОЮЗДОРСТРОЙ. Суть в том, что каждое строительное предприятие, входящее в СРО, должно по основному месту работы иметь не менее двух специалистов по организации строительства, включенных в Национальный реестр специалистов.
Это требование законодательства вызывает затруднения у многих подрядчиков, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу. С учетом того, что они используют труд совместителей, или набирают людей под конкретный проект, оказалось не так-то легко найти в своих коллективах постоянно работающих дипломированных специалистов, организующих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, и при этом имеющих
стаж работы по профессии не менее 10 лет, из которых 3 года – на инженерных должностях.
Для организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии, действуют другие нормы, изложенные в разделе V Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 г. № 559. В зависимости от объема работ там регламентируется количество внесенных в НРС руководителей - от 2 до 3 человек - имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет.
В соответствии с изменениями в законодательстве, теперь только специалисты-организаторы строительства, внесенные в НРС, получают право подписывать акты приемки объектов капитального строительства и другие документы, подтверждающие соответствие параметров построенных, реконструированных и отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Из отчетного доклада генерального директора СОЮЗДОРСТРОЯ Леонида Хвоинского легко было понять, что аппарат саморегулируемой организации предпринял все шаги, чтобы переходный период для предприятий Союза прошел как можно легче. Весь прошедший год сотрудники разъясняли положения нового закона, давали консультации по особенностям формирования компенсационных фондов, помогали формировать Национальный реестр специалистов.
Несмотря на решение дополнительных задач, возникших с принятием Федерального закона 372-ФЗ, СОЮЗДОРСТРОЙ не отказался ни от одного из своих начинаний, и по-прежнему старается привлечь к ним широкие круги представителей как отраслевого дорожного, так и всего строительного сообщества России.
Исходя из информации, представленной в отчетном докладе генерального директора СОЮЗДОРСТРОЯ Леонида Хвоинского, по предложениям выступавших в прениях представителей предприятий, участники собрания признали работу СОЮЗДОРСТРОЯ удовлетворительной, согласовали годовой бухгалтерский баланс и утвердили финансовый план (смету расходов и доходов) на текущий год.
Кроме того, Общее собрание поручило Леониду Хвоинскому представлять интересы СОЮЗДОРСТРОЯ на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в области строительства.
А главным выводом прошедшего собрания стало то, что работа саморегулируемой организации по всем направлениям деятельности признана полезной, и ее необходимо продолжать с привлечением широких слоев профессионального дорожно-транспортного и строительного сообщества.