Главная/Безопасные качественные дороги/БКД/Сергей Дианов: Залог успеха – в комплексном подходе к обеспечению безопасности на дорогах

Сергей Дианов: Залог успеха – в комплексном подходе к обеспечению безопасности на дорогах

Сергей Дианов

Повышение безопасности дорожного движения – одна из главных целей национального проекта «Безопасные качественные дороги». К 2030 году нацпроект предусматривает снижение смертности на российских дорогах до 4 погибших на 100 тыс. населения. Также в документе прописаны конкретные показатели увеличения количества комплексов фотовидеофиксации к 2030 году. Это обусловлено тем, что комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД являются одной из эффективных мер в снижении уровня аварийности на дорогах.

БЕЗОПАСНОСТЬ – ЭТО СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС  И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Важно понимать, что установки необходимого числа ком­плексов на дорогах недостаточно для повышения уровня безопасности. Чтобы максимально использовать техниче­ские средства и снизить уровень аварийности, необходима их качественная и профессиональная эксплуатация 24/7.

Первая задача – это обеспечение постоянной и кор­ректной работы комплексов. В отдельных регионах доля отключенных камер достигает 20–25%. Вторая задача – обе­спечение качества администрирования, исключение ошибок и защита интересов добросовестных водителей. Третья составляющая – это своевременный выбор дислокаций и размещение комплексов. Нередко камеры устанавли­ваются формально на тех участках, где их использование никак не влияет на БДД, либо перемещаются в необходимые локации с существенной задержкой.

Чтобы решить эти задачи, регионам необходимо раз­вивать собственные компетенции в вопросах обеспечения БДД и эксплуатации комплексов фотовидеофиксации, ли­бо привлекать профессиональных операторов в рамках сервисных, либо концессионных контрактов. Управление комплексами должно включать в себя постоянный анализ ситуации, выявление и прогнозирование очагов аварий­ности, перевесы в соответствии с миграцией мест кон­центрации ДТП, координацию с другими инструментами обеспечения БДД.

Только такой комплексный подход превратит «железо» в полноценную систему контроля безопасности дорожного движения. Пример из практики ГК «Урбантех» в Московской области: на нескольких участках федеральных трасс А-108 и М-5 «Урал», а также на региональной дороге «Коломна – Малино» было зафиксировано 11 аварий, в которых погибли 4 человека, 18 человек получили ранения. Корректно за­крыв очаги комплексами фотовидеофиксации, уже через несколько месяцев в Минтрансе Подмосковья отметили, что количество нарушений ПДД на данных участках до­рог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ НА ПРЕВЕНТИВНУЮ БОРЬБУ С АВАРИЙНОСТЬЮ

На данный момент, такие параметры, как количество и места установки комплексов фотовидеофиксации опре­деляются Методикой определения мест размещения ком­плексов фотовидеофиксации, выпущенной Минтрансом, а также соответствующими ГОСТами.

В сентябре 2024 года вступит в силу федеральный закон, который вводит обязательные для всех регионов требования к размещению технических средств контроля соблюдения ПДД. Он позволит лучше контролировать эксплуатантов фотовидеофиксации на дорогах, но сохраняет ряд суще­ственных недостатков старого регулирования.

Ключевая проблема – законодательство ограничивает возможность превентивного реагирования на аварийность: в целом ряде случаев власти будут вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить средства фотовидеофиксации. Хороший пример – новые трассы без истории аварийности, которые уже стали боль­шой проблемой во многих регионах.

Законодательство также не предусматривает возмож­ность установки комплексов фотовидеофиксации возле школ, детских дошкольных учреждений и социально зна­чимых объектов. Все эти ограничения крайне негативно скажутся на уровне безопасности дорожного движения.

Наконец, региональным транспортным властям и органам ГИБДД необходимо предоставить больше свободы в при­нятии решений на основе оперативной ситуации и анали­тики. Аварийность – это многофакторное явление, поэтому даже самое проработанное законодательство не сможет предусмотреть все ситуации и протоколы реагирования.

При сохранении эффективного прокурорского и обще­ственного надзора эти шаги позволят существенно при­близиться к цели нулевой смертности на дорогах.

 

Сергей Дианов,

Директор по развитию бизнеса ГК «Урбантех»

логотип

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена