Повышение безопасности дорожного движения – одна из главных целей национального проекта «Безопасные качественные дороги». К 2030 году нацпроект предусматривает снижение смертности на российских дорогах до 4 погибших на 100 тыс. населения. Также в документе прописаны конкретные показатели увеличения количества комплексов фотовидеофиксации к 2030 году. Это обусловлено тем, что комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД являются одной из эффективных мер в снижении уровня аварийности на дорогах.
БЕЗОПАСНОСТЬ – ЭТО СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Важно понимать, что установки необходимого числа комплексов на дорогах недостаточно для повышения уровня безопасности. Чтобы максимально использовать технические средства и снизить уровень аварийности, необходима их качественная и профессиональная эксплуатация 24/7.
Первая задача – это обеспечение постоянной и корректной работы комплексов. В отдельных регионах доля отключенных камер достигает 20–25%. Вторая задача – обеспечение качества администрирования, исключение ошибок и защита интересов добросовестных водителей. Третья составляющая – это своевременный выбор дислокаций и размещение комплексов. Нередко камеры устанавливаются формально на тех участках, где их использование никак не влияет на БДД, либо перемещаются в необходимые локации с существенной задержкой.
Чтобы решить эти задачи, регионам необходимо развивать собственные компетенции в вопросах обеспечения БДД и эксплуатации комплексов фотовидеофиксации, либо привлекать профессиональных операторов в рамках сервисных, либо концессионных контрактов. Управление комплексами должно включать в себя постоянный анализ ситуации, выявление и прогнозирование очагов аварийности, перевесы в соответствии с миграцией мест концентрации ДТП, координацию с другими инструментами обеспечения БДД.
Только такой комплексный подход превратит «железо» в полноценную систему контроля безопасности дорожного движения. Пример из практики ГК «Урбантех» в Московской области: на нескольких участках федеральных трасс А-108 и М-5 «Урал», а также на региональной дороге «Коломна – Малино» было зафиксировано 11 аварий, в которых погибли 4 человека, 18 человек получили ранения. Корректно закрыв очаги комплексами фотовидеофиксации, уже через несколько месяцев в Минтрансе Подмосковья отметили, что количество нарушений ПДД на данных участках дорог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует.
РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ НА ПРЕВЕНТИВНУЮ БОРЬБУ С АВАРИЙНОСТЬЮ
На данный момент, такие параметры, как количество и места установки комплексов фотовидеофиксации определяются Методикой определения мест размещения комплексов фотовидеофиксации, выпущенной Минтрансом, а также соответствующими ГОСТами.
В сентябре 2024 года вступит в силу федеральный закон, который вводит обязательные для всех регионов требования к размещению технических средств контроля соблюдения ПДД. Он позволит лучше контролировать эксплуатантов фотовидеофиксации на дорогах, но сохраняет ряд существенных недостатков старого регулирования.
Ключевая проблема – законодательство ограничивает возможность превентивного реагирования на аварийность: в целом ряде случаев власти будут вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить средства фотовидеофиксации. Хороший пример – новые трассы без истории аварийности, которые уже стали большой проблемой во многих регионах.
Законодательство также не предусматривает возможность установки комплексов фотовидеофиксации возле школ, детских дошкольных учреждений и социально значимых объектов. Все эти ограничения крайне негативно скажутся на уровне безопасности дорожного движения.
Наконец, региональным транспортным властям и органам ГИБДД необходимо предоставить больше свободы в принятии решений на основе оперативной ситуации и аналитики. Аварийность – это многофакторное явление, поэтому даже самое проработанное законодательство не сможет предусмотреть все ситуации и протоколы реагирования.
При сохранении эффективного прокурорского и общественного надзора эти шаги позволят существенно приблизиться к цели нулевой смертности на дорогах.
Сергей Дианов,
Директор по развитию бизнеса ГК «Урбантех»