В Волгоградской области приоритеты в развитии дорожной отрасли определены в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в рамках развития дорожно-транспортного комплекса по направлению «Комфортная и безопасная среда для жизни». Это, прежде всего, увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог Волгоградской области, входящих в состав крупнейших городских агломераций и опорной сети автомобильных дорог не менее 85%, а также снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Об этом и других вопросах – в интервью Председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолия Николаевича Васильева.
– Анатолий Николаевич, какова протяженность сети дорог общего пользования Волгоградской области? Какой они категории и в каком состоянии находятся? И как происходит взаимодействие с Росавтодором по развитию и содержанию сети дорог общего пользования?
– В целях обеспечения развития дорожной сети региона Губернатором и Федеральным дорожным агентством подписан Меморандум о пятилетнем плане развития дорожной сети Волгоградской области. Мы до 2027 года определили объекты и необходимый объём финансирования, необходимый нам для достижения определенных соглашениями и нацпроектом показателей.
На сегодня протяженность региональной сети автомобильных дорог Волгоградской области составляет 9640,094 км. Автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 8143,4 км, из них скоростных категории 1Б 14,55 км и 1В 0,445 км, второй категории 130,57 км, третьей – 1181,55 км, четвертой категории – 6664,41 км, 151,87 пятой категории. Из них 4906,29 км или 50,94% необходимо привести к нормативным требованиям.
Источником реализации мероприятий в сфере дорожного хозяйства регионального значения являются средства дорожного фонда Волгоградской области. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Волгоградской области на 2024–2026 годы утвержден в объеме соответствующем объему его доходных источников и распределен по направлениям расходования. Вместе с тем, по результатам расчетов Комитета, в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 25.04.2011 № 178-п, размер ассигнований из областного бюджета на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения региона в 2024 году не соответствует нормативному.
Фактический предусмотренный объем бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда на реализацию мероприятий по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения, не достаточен, в связи с отсутствием в предыдущие годы в необходимом объеме финансирования для приведения в нормативное состояние автомобильных дорог, с учетом ранее накопленного и постоянно нарастающего подлежащего выполнению объема работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, а также увеличения нагрузки на автомобильные дороги вследствие увеличения интенсивности, связанного с ростом количества автомобильного транспорта и в первую очередь тяжеловесного транспорта, перевозящего продукцию сельскохозяйственного назначения, осуществляющего движение со значительным превышением допустимой общей массы перевозимого груза и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Сегодня мы проводим работу по актуализации нормативов финансовых затрат и Правил расчета размера бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения в целях приведения структуры Нормативов в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 658.
Развитие дорожной сети Волгоградской области происходит за счет строительства новых объектов. В 2024 году ведется строительство и реконструкция 11 объектов общей протяженностью 52 км, из них к вводу в эксплуатацию 10 объектов – Третий пусковой 1 этап – 4,45 км, реконструкция 3-я Продольная – 3,19 км, Путепровод Ивановский – 1,53 км, Путепровод Абганерово – 4,1 км, Путепровод Новый Рогачик – 1,2 км, с . Красный Яр –10,9 км, с .Чернозубовка – 10,7 км, х. Алявы – 4,68 км, х. Яровой – 0,9 км, х. Лучновский – 4,7 км, в том числе в рамках развития сельских территорий. Ведь сегодня 347 населенных пунктов, а это порядка 20 тысяч человек, не имеют связи с дорогами.
Также осуществляется строительство вводных в этом году трех путепроводных развязок: у с. Иваново, протяженностью 1,53 км, путепроводной развязки в п. Новый Рогачик, протяженностью 1,2 км и в п Абганерово, протяженностью 4,1 км, реализуемое с поддержкой федеральных средств. Также при строительстве, в том числе трасс федерального значения, закладываем и устройство многофункциональных зон.
– Какие задачи ставит перед регионом национальный проект «Безопасные качественные дороги»?
– Пройдя путь от самых истоков дорожного нацпроекта – пилотного федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» с 2017 года, за 6 лет планомерной работы с 2019 года по 2024 год в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировано 2332,3 км дорог регионального или межмуниципального, местного значения. Финансирование за этот период составило порядка 52,01 млрд рублей. Предусмотренные средства освоены в полном объеме. С 2019 по 2023 года доля дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии увеличилась с 39,7% до 49%, доля дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии с 62% в 2019 году выросла до 78%. Приведя к нормативу 278 км региональных дорог, 35 км сети Волгограда и 26 км улично-дорожной сети Волжского к концу текущего года по результатам диагностики, мы поднимем свои показатели к плановым в нормативе до 50% для региональных, 55% для опорной сети и 85% для дорог агломерации. НП «Безопасные качественные дороги» завершается в 2024 году. Через пару месяцев подведем итоги работы, выполненной и за этот год.
В рамках нового национальногопроекта «Инфраструктура для жизни», разрабатываемого Минстроем РФ, Минобороны РФ и Минтрансом РФ, продолжим реализацию 5 федеральных проектов: «Развитие федеральной сети автомобильных дорог». «Региональная и местная дорожная сеть». «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». «Безопасность дорожного движения». «Развитие общественного транспорта».
К 2030 году предстоит решить уже следующие задачи: Увеличение доли федеральных трасс в нормативном состоянии до 85%; Приведение к нормативному состоянию до 60% автомобильных дорог регионального значения; Увеличение доли дорог городских агломераций в нормативном состоянии до 85%; У величение доли опорной сети автомобильных дорог в нормативном состоянии до 85%; С нижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза; Увеличение до 85% доли общественного транспорта со сроком эксплуатации не старше нормативного.
– Что особенно важно для Вас при развитии дорог Вашего региона? Как это повлияет на социальноэкономическое развитие?
– Прямое преимущество автомобильных дорог заключается, как известно, в обеспечении связи, позволяющей облегчить доступ к рынкам товаров, работ, услуг и труда. Косвенным же преимуществом является предоставление возможностей для расширения социальных контактов между населенными пунктами, что способствует национальной интеграции, – сплочению на основе общих целей, интересов или ценностей.
В сельских районах, конечно, наблюдаются гораздо более сильные эффекты от использования автомобильных дорог, чем в городских районах, поскольку здесь расстояния больше, а связь ниже. В этом направлении в регионе реализуются как мероприятия, связанные со строительством и ремонтом региональных и межмуниципальных дорог, так и с возведением крупных капиталоемких объектов. С учетом современных обстоятельств, благодаря налаженным Андреем Ивановичем связям с федеральным центром и результатам многолетнего труда дорожников на территории региона, сегодня нам особенно важно, пройдя половину пути, завершить возведение наших «титанов» дорожной отрасли Волгоградской области – 4 пусковых комплекса мостового перехода через реку Волга, включая вторую очередь первого пускового, и четырех этапов обхода Волгограда, обеспечив выход на транспортный коридор «Север-Юг».
– Как обострение политической и экономической обстановки в мире повлияло на результаты деятельности дорожной отрасли? Расскажите о государственной поддержке дорожной отрасли.
– Благодаря федеральной поддержке со стороны Минтранса РФ и Федерального дорожного агентства Волгоградскойобласти в 2024 году выделено 5847,1 млн рублей, в том числе 5421 млн рублей в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и 426,1 млн рублей в рамках реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». В текущем году в регионе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» будет приведено к нормативному транспортно-эксплуатационному состоянию 340 км автомобильных дорог региональной или межмуниципальной сети, в том числе 58 км сети автомобильных дорог местного значения. Ведется ремонт не менее 1260 п.м. искусственных сооружений.
В 2024 году запланирован ввод в эксплуатацию трех построенных путепроводных развязок: у ст. Абганерово, п. Новый Рогачик, движение по которой досрочно полностью открыто 11 сентября, вблизи пос.Водстрой, где 9 октября открыто движение по правой стороне по временной схеме, и у пос. Горнополянский. Также в Волгоградской области при поддержке федерального финансирования в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году будет улучшена транспортная доступность в двух населенных пунктах х. Лучновский и в ст. Алексеевская, общей протяженностью 15,4 км.
– Какой объем строительства, реконструкции и ремонта дорог в рамках нацпроекта БКД планируется выполнить в 2024 году? Как Вы оцениваете ход выполнения работ? Как организован контроль качества выполняемых работ?
– В текущем 2024 году в рамках нацпроекта в регионе мы реализуем прежде всего мероприятия по ремонту порядка 340 км автомобильных дорог, в том числе 35 км улично-дорожной сети Волгограда и 26,1 км улично-дорожной сети г. Волжский. Работы близятся к завершению, порядка 70 км сегодня введены в эксплуатацию. На региональной сети это порядка 280 км дорог в Старополтавском, Котельниковском, Ольховском, Киквидзенском, Котовском, Камышинском, Светлоярском, Жирновском, Фроловском, Старополтавском, Нехаевском, Городищенском, Еланском, Новоаннинском муниципальных районах и городском округе город Михайловка, в том числе на участках, входящих в Опорную сеть дорог Российской Федерации на территории Волгоградской области: «Калининск – Жирновск – Котово – Камышин» (в границах территории Волгоградской области), «Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск» (в границах территории Волгоградской области), «Камышин – Петров Вал». Работы выполняются комплексно, помимо полной замены изношенного слоя покрытия подрядчики выполняют работы по устройству тротуаров, подходов, устанавливают новые автобусные павильоны, дорожные знаки, наносят разметку.
На всех объектах организован многоступенчатый контроль качества работ, который осуществляет лаборатория подрядной организации, заказчика, ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, ФГБУ «РОСДОРТЕХНОЛОГИЯ, ФАУ «РОСДОРНИИ» и общественный контроль. Причем это касается не только слоев дорожной одежды. Лаборатории и региональная комиссия по контролю качества реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги в Волгоградской области»проверяет и дальность возки асфальтобетона, и качество бортового камня, разметки, материалов и лабораторий асфальтобетонных заводов и прочее. Условиями государственных контрактов и государственных заданий на ремонт автомобильных дорог предусмотрен и гарантийный срок на выполненные работы. Подрядные организации в течение гарантийного срока за свой счет выполняют работы по устранению появившихся дефектов на объектах ремонта в рамках гарантийных обязательств.
Сейчас с муниципальными образованиями региона мы проводим большую работу по формированию программы работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети в населенных пунктах в рамках этой новой субсидии. Администрациями районов выполняется инвентаризация местных дорог с целью выявления «узких мест» дорожной сети.
Особое внимание уделяется значимым социальным участкам дорог и улиц (маршруты движения школьных автобусов, подъезды к школам и детским садам и т.д.), а также начатым направлениям развития транспортной инфраструктуры в районах области. Появилось новое направление субсидирования в 2024 году. Комитетом финансов Волгоградской области предоставляется субсидия муниципальным районам на ремонт дорог в административных центрах или крупных поселениях в зависимости от численности населения: до 10 тыс. человек – по 10,0 млн рублей, от 10 до 20 тыс. человек – по 15 млн рублей, от 20 тыс. человек – по 20 млн рублей. Это важная мера, так как на конец 2023 года общая протяженность местных автомобильных дорог Волгоградской области составила более 33,0 тыс. км, из них более 75% (24 849,3 км) не отвечает нормативным требованиям.
В рамках реализации мероприятий нацпроекта по приведению к нормативному состоянию искусственных сооружений в 2024 году необходимо привести в нормативное состояние не менее 1260,1 п.м. искусственных сооружений. В 2024 году запланировано к вводу 11 искусственных сооружений, протяженностью 1284,13 п.м. На отчетную дату на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения введен в эксплуатацию мост через реку Тишанка, протяженностью 139,7 п.м. В рамках мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году мы реализуем такие крупные объекты, как с 2020 года строительство первого этапа третьего пускового комплекса мостового перехода через р. Волга (общая протяженность третьего пускового комплекса – 14,2 км, в том числе 1 этап – 4,5 км). Сегодня строительная готовность составляет 94% .
Также с 2021 года ведем строительство путепроводной развязки на пересечении автодороги «Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск (км 21) и железной дороги Горнополянский – Канальная (км 30+105)». строительная готовность составляет 84%. Построили путепроводную развязку на пересечении автодороги 18ОП МЗ 18Н-8 Новый Рогачик – Волгоград» (пос. Горнополянский) и железной дороги Горнополянский – Канальная (км 9+348)». Завершаем строительство путепроводной развязки на пересечении автодороги «Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск» (в границах территории Волгоградской области) и участка железной дороги М. Горького-Котельниково (в районе ст. Абганерово, 86 км ПК 9) Строительная готовность – 81%. Также завершаем реконструкцию третьей продольной магистрали км 4+800 – км 7+000, 86% её фактическая готовность.
– Президент РФ поручил разработать всероссийскую комплексную программу реконструкции и ремонта мостов, находящихся в аварийном состоянии. Какие планы у региональной власти на этот счет?
– На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения 381 мостовых сооружений, из них 76 находятся в аварийном и предаварийном состоянии. В рамках НП БКД до 2024 года запланирован ремонт 18 мостовых сооружений, общей протяженностью более 2560 п.м. (в 2022 году – 416 п.м.; в 2023 году – 884,2 п.м.; в 2024 году – 1260,1 п.м).
Общее финансирование составляет 5,37 млрд руб., в т.ч. из ФБ 5,27 млрд руб. За 2022–2024 гг. уже отремонтированы 8 объектов: 4 моста – через реки Рысь в Даниловском районе, Медведица – в Жирновском, Кардаил – в Новониколаевском районе, а также мост через ВДСК в Калачевском районе; 3 путепровода – путепровод в Новоаннинском районе, путепровод №8 в Волгограде (в составе Третьей Продольной) и путепровод по ул. Александрова в Волжском.
В 2024 г. введен мост через р.Тишанка, а также запланированы к вводу еще 10 искусственных сооружений – 5 региональных мостов, 3 путепровода в Волгограде, путепровод и мост в Волжском. Также в рамках дорожного нацпроекта мы не только ремонтируем, но и строим мосты и путепроводы. Так на 1-м этапе Третьего пускового комплекса через р.Волга в г.Волгограде общей протяженностью 4,5 км в составе 2 моста через ерики Гнилой и Осинки. Другое важное направление работы – ликвидация одноуровневых железнодорожных переездов. Здесь у нас ведется строительство 4-х путепроводных развязок у села Иваново, поселков Абганерово, Водстрой и Новый Рогачик На последнем 11 сентября мы уже запустили движение. В период 2025–2030 планируется привести в нормативное состояние 46 искусственных сооружений. Ориентировочная стоимость 9,5 млрд рублей C 2030 по 2036 планируется привести в нормативное состояние еще 13 искусственных сооружений, ориентировочная стоимость которых 3,8 млрд рублей.
– Какие Вы видите приоритеты в развитии отрасли?
– Будем ориентироваться на Указ Президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». в соответствии с которым определены национальные цели в рамках развития дорожно-транспортного комплекса по направлению «Комфортная и безопасная среда для жизни». Это, прежде всего, увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог Волгоградской области: входящих в состав крупнейших городских агломераций не менее 85%; входящих в состав опорной сети автомобильных дорог не менее 85%; автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не менее 60%. А также снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года.
– Какие проекты предстоит реализовать в дорожной сфере до 2030 года? Каковы планы на ближайшее будущее?
– В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и нового национального проекта «Инфраструктура для жизни предусмотрено комплексное развитие транспортной инфраструктуры крупнейших городских агломераций – Волгоградской и Волжской. Нам предстоит до 2030 года обеспечить поддержание нормативного состояния автомобильных дорог, входящих в их состав, на уровне 85%. Те же цели по дорогам опорной сети регионального значения, планируется провести работы по ремонту и капитальному ремонту объектов. Еще будем приводить в нормативное состояние 46 искусственных сооружений до 2030 г. В период с 2030 по 2036 еще 13 искусственных сооружений.
Ввести в эксплуатацию в 2024 году первый этап Третьего пускового комплекса мостового перехода, приступить в 2025 году к строительству второго этапа Третьего пускового и выполнить проектирование Второй очереди Первого пускового комплекса в 2024–2026 годах и построить её до 2028 года, запроектировать и построить Четвертый пусковой комплекс до 2033 года, продолжить до 2027 года строительство 0-й продольной магистрали в сторону Кировского и Тракторозаводского районов Волгограда, построить участок Юго-Западной хорды, реализовать при помощи инвестиций 6 проектов в рамках Международного транспортного коридора «Север – Юг».
Обход Нового Рогачика и Максима Горького, протяжённость 17 км, Мост через р. Дон, 6,9 км, Обход Волгограда, 95,4 км, Мост через р. Еруслан, протяжённость 1,6 км, Обход Волжского, 28 км, и Мостовой переход через р. Волга, 36 км. В рамках развития Сарпинского туристического кластера до 2030 года построить подъездную автомобильную дорогу к островной системе о. Голодный – о. Сарпинский Провести реконструкцию дороги на рп. Горьковский и ул. Неждановой, а также 6 дорог в г. Краснослободск в рамках обеспечения подъезда к инвестиционному проекту МК «Новая Бакалда».