Много интересных и значительных объектов инфраструктуры строится и реконструируется сегодня в солнечной Кабардино-Балкарии. Значительный вклад в улучшение состояния республиканских и федеральных дорог вносят проектные организации. Одним из лучших в Республике на протяжении ряда лет признается ООО «Каббалкгипродор», пользующееся в регионе и за его пределами заслуженной репутацией надежной организации, проверенной временем. Наш корреспондент побеседовал с основателем и директором компании Хамбии Алиевичем Мирзоевым, который начал свою трудовую деятельность в сфере транспортного строительства в 1984 году. За десятилетия службы показал себя как грамотный специалист, постоянно повышающий свой профессиональный уровень. К нему часто обращаются за советом и комментариями, как к опытному специалисту в вопросах дорожного строительства. Он начал свой рассказ с истории фирмы:
— ООО «Каббалкгипродор» было основано в конце 2001 года. Коллектив с самого начала состоял из опытных профессионалов, объединенных одной идеей и огромным желанием работать. У нас появилась возможность серьезной реализации накопленного опыта и знаний, ведь уже в начале 2002 года нам была поручена работа по составлению сметно-финансового расчета 71 объекта для ликвидации последствий стихии (сильнейшего наводнения), в результате которой было разрушено большое количество автомобильных дорог и мостов. И мы с этой работой справились достойно и в срок.
— Хамбии Алиевич, а каким было дальнейшее развитие деятельности вашей фирмы?
— Вот уже на протяжении 17 лет мы успешно занимается проектированием автомобильных дорог и искусственных сооружений. Многие из этих проектов давно воплотились в жизнь и стали украшением не только нашей Республики, но наших соседних республик и краев, а именно КЧР, Ставропольского края, Чечни, Северной Осетии, Абхазии. Счет идет на десятки и сотни проектов.
— Какие из проектов, реализованных с помощью Каббалкгипродора за последние несколько лет, Вы хотели бы отметить?
— Отмечу следующие:
1. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-217 «Кавказ»: автомобильная дорога М-4 «Дон» – Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой км 423+230 (северная развязка с въездом в г. Баксан), км 435+471 (южная развязка с въездом в г. Баксан), в Кабардино-Балкарской Республике, 2017г.
2. Строительство объектов внешней инженерной обеспечивающей инфраструктуры субкластера «Нальчик – Северный» автотуристического кластера «Зарагиж». I пусковой комплекс – строительство транспортной развязки на пересечении автодороги Р-217 «Кавказ» и автодороги Шалушка – Каменка, 2017г.
3. Строительство моста через р. Нальчик на подъезде от а/м «Кавказ» к сел. Нартан, 2017г.
4. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-158 Прохладный – Баксан – Эльбрус, км 88+000 – км 104+740, Кабардино-Балкарская Республика, 2015г.
5. Реконструкция мостового перехода через реку Баксан на км 43 автомобильной дороги А-158 «Прохладный – Эльбрус через Баксан», 2009г.
6. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-157 Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск на участке км 28+000 – км 36+000, 2007г.
— Из этих объектов для вас самым сложным и интересным был…
— Пожалуй, все были и сложными, и интересными, каждый по-своему. Но особо запомнился последний, почти уже законченный объект — I пусковой комплекс – строительство транспортной развязки на пересечении автодороги Р-217 «Кавказ» и автодороги Шалушка-Каменка. Необычен он тем, что впервые в Республике были применены конструкции такого типа, а именно высокие (около 8 метров) насыпи подходов, укрепленные с обеих сторон армогрунтовыми стенками с армирующими панелями в тело насыпи. Этот метод позволяет сэкономить площадь земель, отводимых под искусственные сооружения и подходы. Укрепления откосов данного типа впервые были замечены мною во время деловых поездок в Чехию, Швейцарию, и были взяты на заметку, т.к. выглядели красиво, легко и гармонично вписывались в городскую инфраструктуру.
— Природа Кавказа весьма разнообразна: грунты, горные породы, сейсмоактивность… На какие региональные особенности больше всего приходится обращать внимание при работе?
— Больше внимания уделяется именно бурному характеру горных рек, их поведению в период паводка, возможности возникновения селей в период дождей. Устраиваются дополнительные конструктивные мероприятия (шпоры и др.) для защиты опор от механического воздействия наносов, карча, а также локального вымывания русла. Ввиду высокой сейсмичности региона, нами применяется комплекс мероприятий, обеспечивающих надежность конструкций согласно современным нормативам. Грунты республики сложены, в основном, из горных пород, в связи с чем нашим проектным институтом принимаются оптимальные для данного вида типы опор.
- И завершить нашу беседу хотелось бы вопросом: смотря с высоты накопленного житейского и профессионального опыта, что бы Вы хотели сказать о пройденном пути и с какими словами Вы обратились бы к нынешнему и подрастающему поколениям?
— Мы всегда стремились добросовестно выполнять свою работу, стараясь быть полезными людям. Наша работа требует большой самоотдачи, творческого горения. Для более успешной деятельности мы привлекали к сотрудничеству не только опытных работников со стажем, но и молодых специалистов. У нас успешно работают выпускники Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и Ростовского государственного строительного университета (РГСУ). Молодежь сейчас талантливая, с большим багажом знаний, и мы надеемся, что передаём наш опыт и умение в надежные руки.
Тимофей Кучушев
ООО «Каббалкгипродор»
360000, КБР, г. Нальчик, ул. Чкалова, 67
Тел.: 8.8662 42-31-60;
Факс: 8.8662 42-31-60
E–mail: kabbalkgiprodor@mail.ru