Интервью с генеральным директором ФАУ «РОСДОРНИИ» Александром Бедусенко
– В этом году ФАУ «РОСДОРНИИ» отмечает 65-летний юбилей. Расскажите об истории Института, для чего он создавался?
– Институт начал свою историю в 1959 году, когда была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория. В ней проводили исследования по надежности дорожных конструкций, испытания дорожно-строительных материалов, создавались новые технологии работ по ремонту и содержанию дорог и мостов. Для выполнения работ учреждение получило «ПАЗ-652» и два автомобиля «Москвич-423», которые переоборудовало в первые в стране дорожные лаборатории.
– Какие этапы в развитии Института были наиболее интересны? Как менялся объем работ за эти 65 лет?
– Через несколько лет после создания ЦНИЛ на его базе был организован Государственный дорожный проектноизыскательский и научно-исследовательский институт ГипродорНИИ. Именно тогда были созданы первые филиалы – Ростовский, Саратовский, Свердловский и Хабаровский. ГипродорНИИ продолжил работу по основным направлениям деятельности Лаборатории и развивал новые: исследовал условия использования местных материалов и отходов промышленности, совершенствовал методы механизации дорожных работ, занимался диагностикой и проектированием дорог и мостов. В 1988 году на базе научной части ГипродорНИИ было образовано Дорожное научно-исследовательское и производственно-технологическое объединение НПО «РосдорНИИ ».
Учреждение участвовало в разработке и реализации важных государственных программ и законодательных актов, среди которых Президентская программа «Дороги России», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России», Федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В рамках совместной работы с зарубежными IT-специалистами Р осдорНИИ был разработан автоматизированный банк дорожных данных «Дорога», который стал основным хранилищем информации о федеральных трассах. Совместно с МАДИ была создана информационно-расчетная система «МОНСТР» (мосты, нагрузки, статические расчеты). С 1988 по 2000 год в учреждении разработали около 80 нормативных и методических документов. За работу «Влажная органо-минеральная смесь как материал для строительства конструктивных слоёв дорожных одежд» ряду сотрудников Института была присуждена Премия Совета Министров РС ФСР. С 2000 по 2014 года увеличился более чем в 10 раз объем научных исследований, выполненных по планам НИ ОКР Росавтодора и по заказам территориальных органов управления дорожного хозяйства.
Впервые в России были разработаны и применены: методики использования георадарных технологий при обследовании дорожных конструкций и назначении эффективных ремонтных работ, нормативно-технический документ по технологии холодной регенерации дорожных одежд, были описаны требования к светоотражающим материалам, введены знаки «конец выделенной полосы», «работает эвакуация», знаки для велосипедистов. Институт проводил работы на ряде значимых для страны объектах: автомобильных дорогах к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, трассе для проведения гонок серии «Формула-1» в г. Сочи, вантовом мосту во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, автодороге М-27 Джубга – Сочи до границы с Грузией на участке Адлер – Веселое, трассах М-9 «Балтия» и М-4 «Дон» и других.
– На каких направлениях развития дорожной отрасли специализируется Институт сегодня? И какие основные достижения можно выделить?
– В 2019 году Институт вступил в новый этап своей истории, стал ключевым участником национального проекта «Безопасные качественные дороги» и в 2023 году перешел в ведение Федерального дорожного агентства. Сейчас РОСДОРНИИ – это научный центр с 11 филиалами по всей стране, который участвует в реализации крупнейших проектов развития дорожного хозяйства. В десяти современных стационарных лабораториях проводятся все виды испытаний дорожно-строительных материалов. Оказывается помощь регионам по анализу и под-бору составов асфальтобетонных смесей и испытаниям битумных вяжущих.
Область аттестации включает свыше 700 методик испытаний. РОСДОРНИИ является разработчиком уникального для нашей страны симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС», с помощью которого проводятся ускоренные методы испытаний дорожных конструкций. По заказу Института создана первая в России передвижная лаборатория для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог «Эскандор», разработана концепция национальной сети ИТС – важная составляющая цифровой трансформации транспортного комплекса России, повышающей эффективность использования дорожной сети.
Одной из ключевых разработок Института за последнее время стала Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ) – уникальная цифровая база объектов дорожного хозяйства, являющаяся инструментом принятия решений по выполнению дорожно-строительных работ и расходованию средств дорожных фондов. Институт является участником создания первой в России пилотной зоны ИТС в Республике Татарстан на территории ОЭЗ «Алабуга» и прилегающих участках автомобильных дорог. Также в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» по инициативе Минтранса России РОСДОРНИИ создал первый цифровой двойник автомагистрали М-11 «Нева», по которой в 2023 году впервые в России были запущены беспилотные грузовые автомобили.
Специалистами РОСДОРНИИ создана система повышения квалификации для работников дорожного хозяйства, которая предусматривает реализацию программ обучения специалистов широкому перечню направлений дорожного хозяйства, на данный момент более 20 тыс. работников отрасли повысили свою квалификацию по нашим курсам. Кроме того, РОСДОРНИИ осуществляет строительный контроль на объектах инфраструктуры Российской Федерации. Специалисты Института работали на таких знаковых объектах как строительство платной дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург», реконструкция трасс М-4 «Дон» и М-9 «Балтия», участка автодороги Симферополь – Евпатория – Мирный, ЦКАД и других. С 2022 года Постановлением Правительства Российской Федерации за Институтом закреплен статус единственного поставщика контроля качества дорожно-строительных работ на объектах дорожного хозяйства стоимостью свыше 500 млн рублей, частично или полностью финансируемых из средств федерального бюджета. На базе Института создан проектный офис для мониторинга реализации Программы городского электрического транспорта и информационно-аналитического обеспечения проводимых мероприятий.
Специалисты РОСДОРНИИ обеспечивают контроль качества работ по обновлению инфраструктуры в 9 регионах, в которых реализуется Программа: это Курск, Липецк, Пермь, Ярославль, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград. И это только часть наших достижений, которые стали возможны благодаря команде профессионалов, которая ежедневно вносит свой вклад в развитие дорожной отрасли. Хочется отметить, что в РОСДОРНИИ продолжают работать сотрудники, принятые на работу в год образования НПО «РосдорНИИ », а также сотрудники, которые пошли по стопам своих родителей и продолжили династию дорожников.
– Что бы Вы пожелали в юбилей своим коллегам и Институту в целом?
– Я уверен, что ресурсы, которые есть у Института, прежде всего, кадровые, будут способствовать успешной деятельности по улучшению инфраструктуры и качества автомобильных дорог. В преддверии юбилейной даты я желаю коллективу не останавливаться на достигнутых успехах, приумножать традиции своих предшественников и уверенно идти к поставленным целям!