Важнейшей составной частью инфраструктуры, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности России на южных рубежах, являются территориальные автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан.
Несмотря на то, что за последние годы в республике проделана значительная работа по развитию дорожной отрасли и решены такие вопросы, как создание опорной сети автодорог, почти полная ликвидация бездорожья, создание бесперевальных маршрутов движения, уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части территориальных трасс не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. Многие участки дорог республиканского значения, проходящие в горной части, по своим показателям не соответствуют нормативным требованиям по обеспечению безопасности движения. Свыше 30% искусственных сооружений на трассах требуют реконструкции или капитального ремонта, а 40% нуждаются в текущем ремонте.
Частично решить вопросы по приведению региональных и городских дорог в нормативное состояние и уменьшить количество мест концентрации ДТП в регионе позволит участие Республики Дагестан в Федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги». О результатах первого года реализации программы рассказывает руководитель Агентства по дорожному хозяйству Республики Дагестан ЗагидХучбаров – основоположник современного мостостроения в регионе, кавалер золотой и сербряной медалей ВДНХ СССР «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», Почетный дорожник России, Почетный строитель России, Заслуженный изобретатель Республики Дагестан, на счету которого почти четыре десятка изобретений.
- Загид Гаджиевич, какие объекты в Республике Дагестан попадают в зону действия проекта «Безопасные и качественные дороги»?
- Проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется на территории Махачкалинской агломерации и включает в себя как внутригородские улицы, так и подъездные автодороги. Кстати, Махачкалинская агломерация – единственная в Северо-Кавказском федеральном округе, участвующая в этом проекте.
- Какие задачи были поставлены перед Вашей агломерацией на первый год реализации программы, и какой ожидался результат по окончании работ в 2017 году?
- Действие проекта «Безопасные и качественные дороги» планируется до 2025 года, и задачи по нему будут решаться масштабные. Перед нами поставлены конкретные цели и контрольные точки. Основными показателями проекта являются увеличение доли протяженности дорог Махачкалинской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям в 2018 году до 60%, к 2025 году до 85% (по отношению к показателям 2016 года), а также снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах агломерации в 2018 году на 50%, а к 2025 году – на 85%.
- Закончился первый год работы проекта, какие работы в его рамках проведены у вас в республике в 2017 году. Каковы планы на этот год?
- Президентскому проекту «Безопасные и качественные дороги» у нас в республике придается очень большое значение. Здесь мы плотно сотрудничаем с представителями Общероссийского народного фронта в Республике Дагестан. 10 июля прошлого года фронтовики совместно с представителями власти обсудили на встрече ситуацию, сложившуюся на дорогах города и другие актуальные вопросы. Уже к этому времени в рамках этой программы в Махачкале было сдано десять улиц с новым покрытием, новыми бордюрами, ограждениями для безопасности пешеходов и дорожным освещением. А всего в прошлом году был выполнен ремонт 60.5 км запланированных внутригородских дорог и 17 км дорог, подводящих к городу. За счет экономии средств также дополнительно выполнен ремонт трех улиц, что позволило повысить долю протяженности дорожной сети агломерации, соответствующей нормативным требованиям на 1,5 км. В 2018 году в планах ремонт 126 км автодорог, из которых 86 км – улицы Махачкалы, а остальные 40 – подъездные трассы. В дальнейшем хотим обратить внимание и на мосты. Так как Дагестан – горная республика, то и мостов у нас огромное количество. И аварии на искусственных сооружениях вследствие размыва основных опор – одна из насущных проблем региона. В прошлом году мы получили патент, позволяющий внедрить в регионе инновационную технологию защиты мостов, и если мы ее внедрим, то срок службы многих мостов значительно увеличится. Мы понимаем, что новые технологии необходимы в производстве: ведь где инновации, там самый высокий экономический результат. В этом году в планах по дорожной отрасли – ремонт и строительство 11 мостов. Всего в регионе около трехсот мостовых сооружений находятся в аварийном состоянии. Некоторые из них, как, к примеру, мост, ведущий к семи селам Тляратинского района, построенный более сорока лет назад, и сегодня может выдержать более ста тонн нагрузки, но стоит ли рисковать и не включать его в список объектов, требующих внимания.
- Доводятся ли результаты работ по проекту до сведения общественности, и каков резонанс, связанный с его реализацией на территории республики?
- Общественность является неотъемлемой частью проекта и активно участвует в его реализации. Нам приходит очень много писем с просьбами включить ту или иную улицу в программу. Весь процесс ремонтных работ освещается в средствах массовой информации, в социальных сетях. Также проводятся общественные слушания, по результатам которых могут быть внесены изменения. Кстати, эти же цели ставят активисты Общественного народного фронта в Республике Дагестан в рамках проекта «Карта убитых дорог». Они провели агитационную работу с населением Махачкалы под девизом «Укажи дорогу для ремонта», которая была направлена на выявление проблемных участков дорог, требующих капитального ремонта. В настоящее время уже выявлено и зафиксировано на карте «убитых» дорог свыше 20 объектов.
- Загид Гаджиевич, как организована работа проектного офиса, созданного для реализации проекта «Безопасные и качественные дороги», и как происходит взаимодействие с федеральным центром?
- Создание регионального проектного офиса является необходимым фактором успешной реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Оперативное взаимодействие с проектным офисом Главы Республики Дагестан и проектной группы администрации города позволяет быстро и качественно решать поставленные задачи. Взаимодействие с федеральным центром производится при помощи развернутой Росавтодором системы оперативного управления «Эталон». Система дает возможность быстрой постановки задачи с указанием сроков реализации и исключает необходимость обмена официальными письмами, что зачастую отнимает много времени.
В заключение беседы, хочу отметить, что проект «Безопасные и качественные дороги» появился как нельзя вовремя, он очень нужен сегодня регионам. И мы, со своей стороны, сделаем все необходимое, чтобы все объекты, выполненные в его рамках, были сданы в срок и с высоким качеством.
-Спасибо большое, желаем Вам удачи и успехов!