Главная/Дорожное хозяйство/Статьи о дорожном хозяйстве/Терроризму надежный заслон на российских автомобильных дорогах!

Терроризму надежный заслон на российских автомобильных дорогах!

323123123333

Задача обеспечения безопасности населения на транспорте всегда являлась одной из наиболее приоритетных задач Правительства Российской Федерации. В сложившейся за последние годы обстановке в мире наиболее актуальной стала задача обеспечения безопасности транспортных средств и транспортной инфраструктуры от террористических актов.

В ответ на эту угрозу в 2010 году вступил в силу Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечении безопасно­сти населения на транспорте», действие которого в корне изменило подход к обеспечению безопасности населения на транспорте, послужило стимулом к интенсив­ному развитию производства отечественных технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) и позволило создать и задействовать систему обязатель­ной сертификации ТСОТБ уполномоченными государствен­ными органами.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 была разработана и принята в соответствии с рас­поряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р «Комплексная программа обеспечения безопасности на­селения на транспорте», включавшая меры по разработке и производству отечественных досмотровых технических средств и комплексов, а также внедрению их в системы безопасности на всех видах транспорта.

Выполнение Комплексной программы позволило к на­стоящему времени создать отечественную производ­ственную базу, способную удовлетворить потребности всех видов транспорта, в том числе и автодорожного, по оснащению досмотровой техникой и ее обслуживанию.

3242342342343444

Рабочее место оператора ИДК «Портал-9232» на АПП

Компания ООО «Диагностика-М» , создан­ная более 30-ти лет назад, принимала активное участие в выполнении указанной Комплексной программы в части разработки и производства отечественных досмотровых технических средств и комплексов, внедрения их в системы безопасности на всех видах транспорта.

За период с 2010 года компанией «Диагностика-М» ТСНК™ были созданы и освоены в серийном производстве отечественные технические досмотровые средства для выявления оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных и запрещенных к транспортировке веществ и предметов, скрытых в ба­гаже, ручной клади в личных вещах и на теле пассажиров, а также в грузах, контейнерах и транспортных средствах.

В настоящее время в арсенале выпускаемых ООО «Диагностика-М» досмотровых технических средств значится до двух десятков видов систем на основе реа­лизации различных физико-химических принципов. Это разные типы рентгено-телевизионных конвейерных ин­троскопов (РТИ), торговые марки «ТС-СКАН» и «Персона- Скан», а также переносной досмотровой рентгеновской техники, торговая марка «Норка», инспекционно-до­смотровые комплексы (ИДК) для досмотра крупногаба­ритных автотранспортных средств (АТС) «Портал-9232», «МИДК-9232», «М-СКАН 9032» и ИДК для досмотра лег­ковых автомобилей и микроавтобусов «Портал-Авто», радиационные мониторы ионизирующих излучений «ПРМ-21», детекторы для обнаружения следов и паров взрывчатых веществ «М-ИОН», «Дианон», стационарные металлодетекторы «Видект-СМ-21».

765756756757

Рентгеновское изображение
АТС, полученное с помощью
«МИДК-9232»

 

Серийное производство разработанной компанией до­смотровой техники организовано на базе отечественных комплектующих. Так, в рентгеновских интроскопах при­меняются рентгеновские аппараты с рентгеновскими труб­ками производства завода «Светлана», г. Санкт-Петербург. ИДК разработаны и производятся с применением в ка­честве источников излучения отече­ственных циклических ускорителей электронов – бетатронов производ­ства ООО «Фотон», г. Томск. Детекторы излучения в РТИ, ИДК и мониторах, спектрометры в аппаратуре газового анализа также собственной и отече­ственной разработки и производства.

23423454534533

Мобильный комплекс «МИДК-9232» в рабочем положении

Вся названная досмотровая техни­ка широко и эффективно применяется в системах обеспечения безопасности железнодорожного транспорта и ме­тро, воздушного транспорта, автомо­бильного транспорта и критических объектов транспортной инфраструк­туры и промышленности.

Совершаемые в последнее время с использованием автотранспортных средств (АТС) террористические акты против критических объектов транс­портной инфраструктуры выдвигают в качестве наиболее приоритетной задачи транспортной безопасности создание в России системы эффективного контроля АТС и грузов на наличие скрытно перевози­мых взрывных устройств, взрывчатых веществ (ВВ), ог­нестрельного оружия, боеприпасов и других опасных и запрещенных к транспортировке веществ и предметов.

В современных условиях в качестве наиболее эффектив­ной и востребованной досмотровой техники для решения этой задачи используются ИДК для контроля грузов, гру­зовых АТС, грузовых контейнеров, легковых автомобилей и микроавтобусов.

765754345345345

Рентгеновские изображения в двух ракурсах емкостей с лакокрасочной продукцией

23423543534555

Рентгеновские изображения в двух ракурсах технического отсека АТС с запчастями и инструментами

В настоящее время в России многие десятки автомобиль­ных пропускных пунктов (АПП) или уже оснащены ИДК, или находятся в процессе оснащения, или присутствуют в госу­дарственных планах по их обустройству в ближайшие годы. В это число входят пограничные АПП, АПП на новых территориях и АПП при въезде на крити­ческие объекты транспортной инфраструктуры и промышленности. Их оснащение идет ИДК исключительно российского производства.

Нашей компанией производятся и постав­ляются, как уже отмечалось, все существую­щие виды ИДК: стационарные, перемещае­мые (портальные) и мобильные. К настоящему времени на государственной границе Рос­сийской Федерации, внутри страны, на новых территориях и на федеральных контрольно-пропускных пунктах нами оборудованы портальными и мобильными ИДК для досмотра крупногабаритных АТС и грузов 16 объ­ектов, портальными ИДК для досмотра легкового транспорта и микроавтобусов – 3 объекта.

Министерству транспорта РФ отведена ведущая роль в оснащении создаваемых АПП со­временными техническими средствами контроля АТС и пе­ревозимых грузов. Решая возложенные задачи, Минтранс России совместно с Пограничной службой ФСБ России для оборудования АПП применяет в настоящее время портальные ИДК, которые обеспечивают 100% досмотр АТС и перевозимых грузов, создавая условия для надежного выявления ди­версионно-террористических средств и опасных веществ и предметов.

ООО «Диагностика-М» производятся и поставляются для соз­даваемых АПП портальные ИДК «Портал-9232» с двумя ракурсами просвечивания АТС и грузов: верти­кальным и боковым.

Многоракурсное сканирование досматриваемых объектов во всем мире рассматривается как перспек­тивное направление в развитии ИДК, так как эта технология повышает эффективность выявления опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов за счет анализа несколь­ких полученных радиационных изо­бражений АТС и грузов.

Применение ИДК с двумя ракур­сами дает возможность получения радиационного изображения кон­тролируемого объекта в случае вы­хода из строя оборудования одного из ракурсов, а также при превышении предельной эквивалентной радиаци­онной толщины объекта по одному из ракурсов. При досмотре двухра­курсным ИДК АТС с грузом высокой плотности (более 320 мм в эквивален­те по стали) появляется возможность просвечивания его в вертикальном ракурсе, так как по высоте просвечи­ваемая толщина тяжелых грузов со­ставляет не более 1,5 метра, а не 2,5 метра, как в боковом.

Стопроцентный досмотр АТС и грузов портальными ИДК обеспечивается при сканировании управляемых водите­лями АТС. Действующие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.6.1.3488-17) допускают такую возможность при добровольном согласии водителя и , если эффективная доза, получаемая им за сканирование, не превышает 0,3 мкЗв.

Для обеспечения нормативных требований кабина во­дителя просвечивается только одним боковым ракурсом и с пониженной мощностью излучения. Однако, как пока­зал опыт, качество получаемого при этом радиационного изображения кабины АТС не позволяет проводить выяв­ление в ней опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов с такой же эффективностью, что и в грузовых отсеках АТС, повышая риск их пропуска.

Принимая во внимание, что акт применения пропу­щенных при контроле на АПП диверсионно-террористи­ческих средств и других опасных веществ и предметов может привести к серьезным материальным потерям, человеческим жертвам и политическим осложнениям, ООО «Диагностика-М» при поддержке Минтранса России вышло с инициативой вернуться к действовавшей до вве­дения СанПиН 2.6.1.3488-17 норме максимальной дозы для водителя в 1,0 мкЗв.

Роспотребнадзором данное обращение было рассмотре­но с привлечением экспертов ФБУН «Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамза­ева». На основании результатов проведенных расчетов и моделирования ситуации было установлено, что при максимальной дозе в 1 мкЗв в случае ежедневного при­менения портального ИДК в течение года, доза связанного с этим техногенного облучения одного водителя не превы­сит 0,4 мЗв/год. А это существенно меньше установленного Федеральным законом от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиаци­онной безопасности населения» среднегодового предела дозы техногенного облучения населения в 1 мЗв/год.

Роспотребнадзор сначала согласился с мнением экс­пертов и посчитал возможным вернуться к нормативу предельной дозы облучения водителя транспортного сред­ства в 1 мкЗв, но затем, на основании неподтвержденной результатами исследований информации, на наш взгляд, необоснованно свое первоначальное решение изменил.

В то же время эффективность досмотра крупногабарит­ных АТС и особенно легковых автомобилей и микроавто­бусов в целях обеспечения транспортной безопасности с принятием нормы дозы облучения водителя транспорт­ного средства в 1 мкЗв значительно бы увеличилась.

Легковые автомобили и микроавтобусы при досмо­тре, в отличие от АТС, просвечиваются излучением одной интенсивности. И для обеспечения максимальной дозы, получаемой водителем, в 0,3 мкЗв эту интенсивность при­ходится сильно занижать, что не позволяет качествен­но и надежно проверить все объемы досматриваемых автомобилей.

ООО «Диагностика-М» рассматривает в качестве своей основной стратегической задачи обеспечение надежно­го 100% досмотра автотранспорта на контрольно-про­пускных пунктах в целях обеспечения транспортной без­опасности России. Мы и в дальнейшем будем всемерно способствовать техническому развитию ИДК, совершен­ствованию нормативной и методической базы процесса сплошного досмотра АТС с применением ИДК, превра­щая ИДК в надежный щит транспортной системы России от терроризма.

В связи с этим выражаем большую благодарность Минтрансу России, на который возложена ведущая роль по созданию в России эффективной системы досмотра АТС и грузов, за оказываемую нам поддержку в решении задачи обеспечения АПП современными ИДК, обеспечи­вающими надежные результаты досмотра.

Поздравляем Минтранс РФ, его руководителя Старовойта Романа Владимировича и всех сотрудников с 215-летием создания единого транспортного ведомства России! Желаем до- стижения новых высот в развитии транспортной системы России и обеспечении транспортной безопасности!
Уважаемый Роман Владимирович! Искренне желаем Вам успехов в деле сохранения и развития лучших традиций Минтранса России и воплощения в жизнь значимых проектов развития транспортной отрасли на благо нашей страны!

Следите за нами
О журнале
Федеральный отраслевой журнал «Безопасные и качественные дороги» — журнал о дорожно-строительной отрасли, развитии национальной сети автомобильных дорог общего пользования, организации безопасного дорожного движения, выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26 Б, стр. 3, 3-й этаж, офис 23
Связаться с нами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Скрытое поле:
Спасибо! Форма отправлена