Задача обеспечения безопасности населения на транспорте всегда являлась одной из наиболее приоритетных задач Правительства Российской Федерации. В сложившейся за последние годы обстановке в мире наиболее актуальной стала задача обеспечения безопасности транспортных средств и транспортной инфраструктуры от террористических актов.
В ответ на эту угрозу в 2010 году вступил в силу Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечении безопасности населения на транспорте», действие которого в корне изменило подход к обеспечению безопасности населения на транспорте, послужило стимулом к интенсивному развитию производства отечественных технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) и позволило создать и задействовать систему обязательной сертификации ТСОТБ уполномоченными государственными органами.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 была разработана и принята в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте», включавшая меры по разработке и производству отечественных досмотровых технических средств и комплексов, а также внедрению их в системы безопасности на всех видах транспорта.
Выполнение Комплексной программы позволило к настоящему времени создать отечественную производственную базу, способную удовлетворить потребности всех видов транспорта, в том числе и автодорожного, по оснащению досмотровой техникой и ее обслуживанию.
Рабочее место оператора ИДК «Портал-9232» на АПП
Компания ООО «Диагностика-М» , созданная более 30-ти лет назад, принимала активное участие в выполнении указанной Комплексной программы в части разработки и производства отечественных досмотровых технических средств и комплексов, внедрения их в системы безопасности на всех видах транспорта.
За период с 2010 года компанией «Диагностика-М» ТСНК™ были созданы и освоены в серийном производстве отечественные технические досмотровые средства для выявления оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных и запрещенных к транспортировке веществ и предметов, скрытых в багаже, ручной клади в личных вещах и на теле пассажиров, а также в грузах, контейнерах и транспортных средствах.
В настоящее время в арсенале выпускаемых ООО «Диагностика-М» досмотровых технических средств значится до двух десятков видов систем на основе реализации различных физико-химических принципов. Это разные типы рентгено-телевизионных конвейерных интроскопов (РТИ), торговые марки «ТС-СКАН» и «Персона- Скан», а также переносной досмотровой рентгеновской техники, торговая марка «Норка», инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) для досмотра крупногабаритных автотранспортных средств (АТС) «Портал-9232», «МИДК-9232», «М-СКАН 9032» и ИДК для досмотра легковых автомобилей и микроавтобусов «Портал-Авто», радиационные мониторы ионизирующих излучений «ПРМ-21», детекторы для обнаружения следов и паров взрывчатых веществ «М-ИОН», «Дианон», стационарные металлодетекторы «Видект-СМ-21».
Рентгеновское изображение
АТС, полученное с помощью
«МИДК-9232»
Серийное производство разработанной компанией досмотровой техники организовано на базе отечественных комплектующих. Так, в рентгеновских интроскопах применяются рентгеновские аппараты с рентгеновскими трубками производства завода «Светлана», г. Санкт-Петербург. ИДК разработаны и производятся с применением в качестве источников излучения отечественных циклических ускорителей электронов – бетатронов производства ООО «Фотон», г. Томск. Детекторы излучения в РТИ, ИДК и мониторах, спектрометры в аппаратуре газового анализа также собственной и отечественной разработки и производства.
Мобильный комплекс «МИДК-9232» в рабочем положении
Вся названная досмотровая техника широко и эффективно применяется в системах обеспечения безопасности железнодорожного транспорта и метро, воздушного транспорта, автомобильного транспорта и критических объектов транспортной инфраструктуры и промышленности.
Совершаемые в последнее время с использованием автотранспортных средств (АТС) террористические акты против критических объектов транспортной инфраструктуры выдвигают в качестве наиболее приоритетной задачи транспортной безопасности создание в России системы эффективного контроля АТС и грузов на наличие скрытно перевозимых взрывных устройств, взрывчатых веществ (ВВ), огнестрельного оружия, боеприпасов и других опасных и запрещенных к транспортировке веществ и предметов.
В современных условиях в качестве наиболее эффективной и востребованной досмотровой техники для решения этой задачи используются ИДК для контроля грузов, грузовых АТС, грузовых контейнеров, легковых автомобилей и микроавтобусов.
Рентгеновские изображения в двух ракурсах емкостей с лакокрасочной продукцией
Рентгеновские изображения в двух ракурсах технического отсека АТС с запчастями и инструментами
В настоящее время в России многие десятки автомобильных пропускных пунктов (АПП) или уже оснащены ИДК, или находятся в процессе оснащения, или присутствуют в государственных планах по их обустройству в ближайшие годы. В это число входят пограничные АПП, АПП на новых территориях и АПП при въезде на критические объекты транспортной инфраструктуры и промышленности. Их оснащение идет ИДК исключительно российского производства.
Нашей компанией производятся и поставляются, как уже отмечалось, все существующие виды ИДК: стационарные, перемещаемые (портальные) и мобильные. К настоящему времени на государственной границе Российской Федерации, внутри страны, на новых территориях и на федеральных контрольно-пропускных пунктах нами оборудованы портальными и мобильными ИДК для досмотра крупногабаритных АТС и грузов 16 объектов, портальными ИДК для досмотра легкового транспорта и микроавтобусов – 3 объекта.
Министерству транспорта РФ отведена ведущая роль в оснащении создаваемых АПП современными техническими средствами контроля АТС и перевозимых грузов. Решая возложенные задачи, Минтранс России совместно с Пограничной службой ФСБ России для оборудования АПП применяет в настоящее время портальные ИДК, которые обеспечивают 100% досмотр АТС и перевозимых грузов, создавая условия для надежного выявления диверсионно-террористических средств и опасных веществ и предметов.
ООО «Диагностика-М» производятся и поставляются для создаваемых АПП портальные ИДК «Портал-9232» с двумя ракурсами просвечивания АТС и грузов: вертикальным и боковым.
Многоракурсное сканирование досматриваемых объектов во всем мире рассматривается как перспективное направление в развитии ИДК, так как эта технология повышает эффективность выявления опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов за счет анализа нескольких полученных радиационных изображений АТС и грузов.
Применение ИДК с двумя ракурсами дает возможность получения радиационного изображения контролируемого объекта в случае выхода из строя оборудования одного из ракурсов, а также при превышении предельной эквивалентной радиационной толщины объекта по одному из ракурсов. При досмотре двухракурсным ИДК АТС с грузом высокой плотности (более 320 мм в эквиваленте по стали) появляется возможность просвечивания его в вертикальном ракурсе, так как по высоте просвечиваемая толщина тяжелых грузов составляет не более 1,5 метра, а не 2,5 метра, как в боковом.
Стопроцентный досмотр АТС и грузов портальными ИДК обеспечивается при сканировании управляемых водителями АТС. Действующие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.6.1.3488-17) допускают такую возможность при добровольном согласии водителя и , если эффективная доза, получаемая им за сканирование, не превышает 0,3 мкЗв.
Для обеспечения нормативных требований кабина водителя просвечивается только одним боковым ракурсом и с пониженной мощностью излучения. Однако, как показал опыт, качество получаемого при этом радиационного изображения кабины АТС не позволяет проводить выявление в ней опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов с такой же эффективностью, что и в грузовых отсеках АТС, повышая риск их пропуска.
Принимая во внимание, что акт применения пропущенных при контроле на АПП диверсионно-террористических средств и других опасных веществ и предметов может привести к серьезным материальным потерям, человеческим жертвам и политическим осложнениям, ООО «Диагностика-М» при поддержке Минтранса России вышло с инициативой вернуться к действовавшей до введения СанПиН 2.6.1.3488-17 норме максимальной дозы для водителя в 1,0 мкЗв.
Роспотребнадзором данное обращение было рассмотрено с привлечением экспертов ФБУН «Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В. Рамзаева». На основании результатов проведенных расчетов и моделирования ситуации было установлено, что при максимальной дозе в 1 мкЗв в случае ежедневного применения портального ИДК в течение года, доза связанного с этим техногенного облучения одного водителя не превысит 0,4 мЗв/год. А это существенно меньше установленного Федеральным законом от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» среднегодового предела дозы техногенного облучения населения в 1 мЗв/год.
Роспотребнадзор сначала согласился с мнением экспертов и посчитал возможным вернуться к нормативу предельной дозы облучения водителя транспортного средства в 1 мкЗв, но затем, на основании неподтвержденной результатами исследований информации, на наш взгляд, необоснованно свое первоначальное решение изменил.
В то же время эффективность досмотра крупногабаритных АТС и особенно легковых автомобилей и микроавтобусов в целях обеспечения транспортной безопасности с принятием нормы дозы облучения водителя транспортного средства в 1 мкЗв значительно бы увеличилась.
Легковые автомобили и микроавтобусы при досмотре, в отличие от АТС, просвечиваются излучением одной интенсивности. И для обеспечения максимальной дозы, получаемой водителем, в 0,3 мкЗв эту интенсивность приходится сильно занижать, что не позволяет качественно и надежно проверить все объемы досматриваемых автомобилей.
ООО «Диагностика-М» рассматривает в качестве своей основной стратегической задачи обеспечение надежного 100% досмотра автотранспорта на контрольно-пропускных пунктах в целях обеспечения транспортной безопасности России. Мы и в дальнейшем будем всемерно способствовать техническому развитию ИДК, совершенствованию нормативной и методической базы процесса сплошного досмотра АТС с применением ИДК, превращая ИДК в надежный щит транспортной системы России от терроризма.
В связи с этим выражаем большую благодарность Минтрансу России, на который возложена ведущая роль по созданию в России эффективной системы досмотра АТС и грузов, за оказываемую нам поддержку в решении задачи обеспечения АПП современными ИДК, обеспечивающими надежные результаты досмотра.
Поздравляем Минтранс РФ, его руководителя Старовойта Романа Владимировича и всех сотрудников с 215-летием создания единого транспортного ведомства России! Желаем до- стижения новых высот в развитии транспортной системы России и обеспечении транспортной безопасности!
Уважаемый Роман Владимирович! Искренне желаем Вам успехов в деле сохранения и развития лучших традиций Минтранса России и воплощения в жизнь значимых проектов развития транспортной отрасли на благо нашей страны!